Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Токсичные высказывания коллег: как противостоять и самому никого не обидеть

#Для сотрудника
Важно научиться распознавать микроагрессии в общении, так как они могут причинять реальную боль. Например, фразы вроде: «Для девушки ты очень быстро разобралась с темой!» или «В твоем возрасте уже сложно конкурировать с молодыми специалистами» могут показаться невинными. Но на самом деле это примеры микроагрессий, с которыми можно столкнуться на рабочем месте. Подобные комментарии и различные действия, которые обесценивают других, негативно влияют на атмосферу в коллективе и психоэмоциональное состояние сотрудников.

Что представляют собой микроагрессии

Под этим термином понимают высказывания и действия, которые могут задеть представителей меньшинств по различным признакам: полу, возрасту, религии, национальности, сексуальной ориентации, внешности или состоянию здоровья. Порой обидчики не осознают, что их слова могут причинить боль. Например, собеседник может пытаться сделать комплимент или пошутить, но в итоге лишь обесценивает опыт другого человека и закрепляет стереотипы.

Термин «микроагрессии» ввел профессор Гарвардской медицинской школы Честер М. Пирс в 1970 году. Он описывал оскорбления, которые белокожие американцы адресовали темнокожим. Пирс пришел к выводу, что пренебрежительное отношение имеет свойство накапливаться и постепенно приводит к маргинализации угнетенной группы.

Что представляют собой микроагрессии

С течением времени концепция микроагрессий стала обсуждаться не только в контексте расовых конфликтов. Социолог Деральд Вин Су выделил несколько характерных признаков микроагрессий:

  • Краткость;
  • Повторяемость;
  • Акцент на принадлежности человека к определенной социальной группе или его внешности;
  • Стереотипное восприятие.

Ярким примером микроагрессии может служить ситуация, когда человека с неславянской внешностью хвалят за отличное владение русским без акцента, хотя это его родной язык, а Россия — его родина. На первый взгляд это комплимент, но такие замечания могут заставить человека почувствовать себя чужим в собственной стране.

Разновидности микроагрессий

Деральд Су выделяет несколько типов таких токсичных замечаний:

  1. Микронападение — очевидные и осознанные действия или высказывания, которые направлены на унижение или оскорбление человека из-за каких-то особенностей его личности. Обычно такую агрессию легко распознать, она близка к прямой дискриминации. Примером могут служить расистская шутка или колкое замечание о национальности коллеги.

  2. Микрооскорбление — часто этот вид агрессии проявляется непреднамеренно. Сюда входят комплименты со скрытым обесценивающим подтекстом. Например, коллега может сказать девушке, что она очень хорошо пишет код, в отличие от большинства программистов женского пола. Казалось бы, он хочет вовсе не обидеть, а похвалить ее умения. Однако подобная фраза подразумевает, что женщины редко бывают профессионалами в программировании.

  3. Микрообесценивание — такое поведение принижает или вообще игнорирует переживания людей, которые получили токсичное замечание. К примеру, если немолодой сотрудник говорит о том, как неприятно сталкиваться с эйджизмом от коллег, они могут ответить ему, что он драматизирует ситуацию и слишком чувствительно реагирует.

Проявления микроагрессий на рабочем месте

С токсичными замечаниями от коллег часто сталкиваются женщины: это могут быть сомнения в их профессионализме, приписывание чрезмерной эмоциональности и снисходительное отношение. Согласно отчету McKinsey Company «Женщины на рабочем месте — 2024», женщинам чаще не дают договорить свою мысль на собраниях, критикуют или просто игнорируют, а их достижения приписывают другим. Эти проблемы знакомы даже высокопоставленным руководителям из Кремниевой долины. Например, гендиректор YouTube Сьюзен Войжитски рассказала, что сталкивалась в своей карьере с пренебрежительным отношением и безразличием к ее предложениям.

Проявления микроагрессий на рабочем месте

Разумеется, никто не застрахован от неуместных комментариев: например, мужчина-гинеколог или бэбиситтер могут получить удивленное или даже насмешливое замечание от тех, кто считает эти профессии сугубо женскими.

Реплики вроде «Ты еще слишком юный, чтобы считаться профессионалом» и «В твоем возрасте уже пора освобождать дорогу молодым и переходить на должности попроще» являются примерами микроагрессий по признаку возраста. Уровень наших компетенций не определяется количеством прожитых лет.

Микроагрессии нередко проявляются даже в обыденных ситуациях, например, на совместном обеде в офисе. Так, коллега может начать комментировать ваш выбор еды и давать непрошеные советы о том, что вам следует есть, чтобы похудеть. Важно быть внимательным к таким моментам и уметь адекватно реагировать на них.

Негативные последствия микроагрессий

Некоторые читатели могут возразить, что люди сейчас стали слишком восприимчивыми, ведь обидные замечания достаточно просто игнорировать. Однако безобидность микроагрессий — это всего лишь миф. На самом деле они могут иметь серьезные последствия.

  • Потеря себя. Микроагрессии нередко вынуждают людей запрятывать подальше важные аспекты своей идентичности. Например, это может проявляться в нежелании обсуждать религию или семью на работе, в снятии обручального кольца перед собеседованием, чтобы избежать обесценивания своих профессиональных качеств. Иногда мы не сразу осознаем, что столкнулись с микроагрессией, но неприятные чувства и мысли настигнут нас позже.

  • Проблемы с ментальным и физическим состоянием. У людей, которые стали жертвами микроагрессий, повышается нервозность и восприимчивость. Это часто приводит к активации защитных реакций — «бей или беги», либо к состоянию «замри». В результате могут возникнуть развитие гипертонии, тревожности, депрессии или усугубление уже имеющихся расстройств.

  • Чувство неполноценности. Из-за постоянного воздействия микроагрессий человек начинает сомневаться в своих профессиональных качествах. Это негативно влияет на его карьерные успехи и, как следствие, на социальный статус.

  • Неуютная атмосфера. Микроагрессии делают учебную или рабочую среду недружелюбной и напряженной. Если их не гасить, предвзятости лишь укрепятся, и долго находиться в такой обстановке никому не захочется.

Как отвечать на микроагрессии

Справляться с токсичными высказываниями бывает непросто, особенно когда они маскируются под юмор или комплименты. Тем не менее, лучше быть «занудой, который не понимает шуток», чем проглатывать обидные замечания.

Если это касается ваших коллег

  • Необходимо дать обидчику понять, что его поведение не останется незамеченным. В противном случае токсичные высказывания могут привести к более серьезным проблемам.

  • Поддержите жертву микроагрессии. Вполне вероятно, что человек не уверен в правильности своего восприятия ситуации и адекватности реакции. Важно показать ему, что он не одинок в своем мнении о недопустимости токсичного поведения.

  • Выскажите несогласие. К примеру, так: «Я считаю неуместной твою реплику о внешности нашей коллеги. Это никак не связано с ее профессионализмом».

  • Попросите агрессора объяснить, что он имел в виду. Если человек не намеревался никого обидеть, возможно, он начнет задумываться о своих предвзятых взглядах.

  • Если ситуация не меняется, стоит обратиться к руководителю или специалисту по кадрам. Они помогут разрешить конфликт и создать дружелюбную атмосферу на работе. Для этого они могут, например, провести беседу с агрессором или организовать тренинг по борьбе с предрассудками для всей команды.

Если это касается вас

Все вышеперечисленные рекомендации в этом случае тоже подойдут. Вот что еще можно сделать:

  • Будьте внимательны к своим ощущениям. Если вы получили комплимент, но вместе с тем осталось неприятное послевкусие, вероятно, это микроагрессия. Можно обсудить произошедшее с коллегами, которые присутствовали рядом: это поможет подтвердить ваше восприятие.

  • Заявите о своем позиции. Например, можно сказать так: «Мне было неприятно, когда ты упомянул, что я неплохо справляюсь со своими задачами для человека моей национальности. Это не отражает моих профессиональных качеств, и мне бы не хотелось, чтобы ты снова обращался ко мне в таком тоне». Рекомендуется использовать конструкции «я-высказывания»: «меня это покоробило», «я чувствую себя неуютно», «для меня это недопустимо» — таким образом ваше высказывание не будет восприниматься как нападение.

  • Объясните, что такое микроагрессия и чем она опасна. Если человек не намеревался вас задеть, это может помочь ему осознать свою ошибку.

Если вы заметили микроагрессии в собственном поведении

Возможно, вам стало неловко от этого открытия, но хорошо, что вы сумели обнаружить за собой такое неприглядное качество — решение проблемы начинается с ее осознания. Помните: исправить свои ошибки никогда не поздно. Однако для этого потребуется приложить усилия.

Думайте, прежде чем говорить. Это важное правило в любых ситуациях. Особенно стоит помнить о нем, когда вы собираетесь оценивать личные качества собеседника.

Не защищайтесь. Сталкиваться с собственными ошибками бывает непросто, особенно когда вас упрекают за что-то, о чем вы раньше даже не задумывались. Возможно, у вас не было намерения обидеть коллегу, но это не значит, что вы не могли причинить ему боль.

Извинитесь. Если ваше замечание расстроило кого-то, попросите прощения. Не надо оправдываться. Лучше уточните, что именно в ваших словах могло задеть человека.

Признайте свою вину. Неважно, был ли ваш поступок преднамеренным или нет, примите тот факт, что он причинил боль другому человеку. Скажите об этом прямо: «Я понимаю, что мое поведение ранило тебя. Я услышал и усвоил то, что ты сказал, и постараюсь не допускать этого в будущем». Это необходимо для того, чтобы человек осознал, что его чувства не игнорируют.

Работайте над своими предрассудками. Общение с людьми, которые отличаются от вас по национальности, религии, полу, культуре и другим признакам, может быть полезным. Узнавайте об их опыте и расширяйте свои горизонты.

Говорите без токсичности. Примеры из таблицы помогут вам выявить микроагрессии и выбрать более корректные формулировки.

Как не надо

Что не так с этим высказыванием

Как лучше сказать

У тебя такой усталый вид. Трудно женщине на такой работе, да?

Здесь прослеживается предубеждение, что женщины слабее мужчин, поэтому они быстрее выматываются на напряженной работе, а значит, не могут считаться полноценными специалистами в этой сфере.

По-моему, ты устала. Могу я тебе чем-то помочь?

Без опыта в этой сфере у тебя вряд ли что-то получится.

Такое высказывание подразумевает, что отсутствие опыта исключает возможность успеха в новой сфере.

Ты можешь достичь хороших результатов, даже если у тебя нет опыта в этой области. Давай посмотрим, как лучше начать, чтобы процесс шел легче.

Ты совсем не похож на типичного лидера, а умеешь вести за собой!

Внешний вид и лидерские качества — это две характеристики человека, которые не зависят друг от друга. Люди могут выглядеть по-разному и при этом быть отличными руководителями и коммуникаторами.

Меня восхищает твое умение вести за собой!

Для своих лет ты такой бодрый! Ты энергичнее многих молодых!

В этом высказывании содержится стереотип, что сотрудники зрелого возраста всегда менее активные по сравнению с молодыми.

Твоя энергия заряжает весь коллектив!

Заключение

Микроагрессии на рабочем месте далеко не безобидны. Они способны ухудшить качество жизни тех, кто им подвергается. От них также портится общая атмосфера в команде — в ней воцаряется напряжение, сотрудники становятся более закрытыми и меньше готовы к взаимодействию.

Заключение по микроагрессии

Грамотный руководитель понимает, что от обстановки на рабочем месте зависит и ситуация с текучкой кадров, и трудоспособность коллектива, а значит, и выгода компании. Поэтому так важно отслеживать микроклимат в команде. Проблемы всегда лучше выявлять на ранних этапах. Поскольку начальник не может собственноручно следить за всеми разговорами подчиненных, а сами жертвы микроагрессий не всегда пожалуются на происходящее руководству, решением может стать применение программных средств.

Так, система мониторинга персонала «ИНСАЙДЕР» имеет функцию кейлоггера для отслеживания переписки сотрудников в мессенджерах, социальных сетях, почтовых клиентах и других приложениях и сайтах. Эти возможности будут полезны в том числе для выявления агрессоров в чатах между коллегами.