Под «тихим увольнением» подразумевается стиль поведения человека, при котором он начинает выполнять свою работу в строгом соответствии с должностными обязанностями. Он перестает трудиться сверх нормы, не думает о повышении, не решает дополнительные задачи, не желает лишний раз проявлять инициативу.
Неизвестно, кто конкретно является автором термина, но популярен он стал после появления в TikTok ролика, который опубликовал инженер Заед Хан в июле 2022 года. В видео четко объясняется концепция «тихого увольнения»: человек не уходит с работы. Он просто отказывается от того, чтобы делать что-то сверх своих обязанностей. Вопреки распространенному мнению, человек больше не считает работу всей своей жизнью. Его ценность перестает определяться производительностью.
За несколько дней ролик стал вирусным, набрал миллионы просмотров, заинтересовал средства массовой информации, работодателей и ученых. Последние приступили к исследованию феномена «тихого увольнения».
Профессор факультета бизнеса и информационных технологий Университета Онтарио Александр Серенко изучил комментарии, которые пользователи оставляли под видео Заеда Хана. Выяснилось, что более 50% из них работали в режиме «тихого увольнения». Одни начали делать это в период пандемии, на удаленке, а другие трудятся так уже несколько лет.
В 2023 году специалисты Института Гэллапа опубликовали информацию о том, что в мире такой тактики работы придерживается более 70% сотрудников. И при возникновении подходящих условий большинство из них готовы сразу же уволиться.
Сотрудники прибегают к «тихому увольнению» из-за:
Недовольства работой. Это общемировая тенденция. Согласно исследованиям, большинству людей не нравится их работа. Поэтому многие ищут новую. Результаты опроса российского сервиса «Работа.ру» свидетельствуют о желании каждого второго его участника сменить профессию.
Проблемы общие — низкая зарплата и отсутствие возможности для карьерного роста. А также, недостаточное удовольствие от работы. Этот аспект в последнее время для многих становится все более значимым. Люди уверены: нужно не только обеспечивать себе финансовую безопасность, но и заниматься любимым делом.
Благодаря «тихому увольнению» они тратят меньше сил на выполнение рабочих задач.
Эмоционального выгорания. Состояние сопровождается сильной усталостью и апатией. В мире неуклонно растет количество работников, которые сталкивались с эмоциональным выгоранием. Например, в России в этом состоянии находится не менее 45% трудоспособного населения.
Всемирная организация здравоохранения считает главной причиной этого явления хронический стресс из-за регулярных переработок. «Тихое увольнение» — это не только следствие выгорания, но и один из способов справиться с ним.
Стремления к гармонии между работой и личными интересами. Человек старается равномерно распределить время по разным жизненным сферам. Он хочет, чтобы у него находились силы не только на работу.
К гармоничному способу организации своего времени стремятся люди всех стран. Переход на «тихое увольнение» является одним из вариантов восстановления баланса между работой и отдыхом.
Ситуации на рынке труда. Сегодня во многих странах отмечается низкий уровень безработицы, а в России — дефицит рабочей силы. Это приводит к повышению ценности подчиненных в глазах руководителей. Сотрудники чувствуют себя увереннее: отказываются от переработок и не хотят выполнять новые обязанности. То есть тихо увольняются без возможных последствий.
Основная причина «тихого увольнения» — плохо выстроенная система работы. Если в коллективе отсутствует четкое разделение задач и не контролируется их выполнение, сотрудники не хотят включаться в производственные процессы.
Изменения следует начинать с руководства. Начальнику необходимо заняться выстраиванием процессов распределения задач, разработкой системы контроля и отчетности, проведением регулярных встреч с подчиненными, включением их в стратегию бизнеса, развитием и признанием каждого члена команды. Только после создания подходящих условий для вовлеченной деятельности персонал начнет проявлять активность.
Чтобы работа наладилась, и подчиненные, и начальники должны разбираться в матрице компетенций, функциях сотрудника на должности, критериях перехода на следующую позицию и роста зарплаты.
Еще одним инструментом станет система KPI. С ее помощью ставятся цели на заданный период, а их достижение мотивируется премией. Сотруднику, который выполняет минимальный объем работы, платится только оклад.
Если «тихо уволившиеся» члены коллектива составляют его значительную часть, то от руководителя потребуются более глубокие перемены. Ему нужно будет переформировать отдел, внедрить новые инструменты контроля, наладить внутренние процессы. При небольшом количестве таких сотрудников достаточно разобраться в каждой конкретной ситуации, чтобы понять мотивацию человека.
Технически в этом явлении нет ничего плохого. Во-первых, наемный работник вправе выполнять только те обязанности, которые прописываются в его должностной инструкции. Во-вторых, стратегия «тихого увольнения» поможет человеку справиться со стрессом и отдохнуть, что спасет его от выгорания и сделает более счастливым.
Но перед уходом в такой режим разберитесь в причинах возникновения желания отстраниться. Так вы определите проблемы, которые подтолкнули вас сделать это, и найдете пути их устранения.
Если работа идет в разрез с жизненными ценностями, при переходе в режим «тихого увольнения» вы не сможете избавиться от стресса. Его возникновения и накопления не получится избежать даже при минимальной трате сил. Лучшим выходом из подобной ситуации станет смена работы.
При желании с помощью «тихого увольнения» найти гармонию между занятостью и личной жизнью подумайте, что конкретно вы хотите получить в результате. Используйте специальный инструмент — «колесо баланса». Его создал тренер по саморазвитию Пол Дж. Майер. Благодаря регулярному обращению к колесу баланса уравновешиваются ключевые сферы жизни и улучшается ее качество.
От вас потребуется:
Взять лист бумаги и нарисовать на нем круг. Разделить его на несколько частей — по количеству важных для вас жизненных аспектов. Например: работа, отдых, семья, друзья, здоровье, хобби, деньги.
Каждую часть разделить на 10 сегментов. Честно оценить удовлетворенность каждым аспектом жизни по шкале от 1 до 10. Заштриховать соответствующее количество секторов.
Сфокусироваться на сферах, состояние которых не удовлетворяет вас в нужной мере. Подумать над исправлением положения и составить реалистичный план.
После столкновения с «тихим увольнением» большинство работодателей начинают разговор с подчиненным и выбирают один из двух путей: сохранить сотрудника и предложить ему более интересные задачи или урезать премию. А, может, и вовсе расстаться.
По мнению экспертов рынка труда, перестраиваться придется руководителям. Конечно, если они хотят видеть в штате компании амбициозных профессионалов.