Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Чем занимается служба информационной безопасности в организации

#Информационная безопасность

Цифровизация внесла изменения в задачи по обеспечению безопасности программных продуктов, в полномочия служб ИБ и процесс их взаимодействия с отделами информационных технологий.

Данные организаций нуждаются в надежной защите. От качества работы службы информационной безопасности зависит сохранность сведений и достижение стратегических задач компании. В статье перечисляются функции подразделения ИБ и его место в структуре организации.

Служба информационной безопасности выполняет следующие задачи:

  • разрабатывает стратегию ИБ организации;
  • реагирует на инциденты и уязвимости;
  • проектирует и внедряет защитные меры ИБ;
  • разрабатывает и внедряет политику информационной безопасности;
  • оценивает риски и угрозы ИБ.

Чем занимается служба информационной безопасности

В зависимости от особенностей работы организации функции декомпозируются на следующие этапы:

  1. Защита конфиденциальности данных

    Одна из задач организаций — обеспечение безопасности информации о клиентах, партнерах и своей деятельности. Служба ИБ занимается созданием и внедрением мер защиты данных от кражи и несанкционированного доступа. Благодаря этому удается предотвратить утечку конфиденциальной информации и сохранить доверие контрагентов.

  2. Обеспечение полноты данных

    Целостность информации является еще одним важным аспектом работы службы ИБ. Защищенные данные — гарантия надежности и доверия. Это имеет огромное значение в сфере финансов или в медучреждениях, где даже небольшие изменения становятся причиной серьезных последствий.

  3. Доступность информации

    Благодаря надежным механизмам восстановления организации работают бесперебойно. Это имеет особое значение для бизнес-процессов, которым важна постоянная доступность данных.

  4. Следование нормативам

    Благодаря работе службы ИБ соблюдаются требования действующего законодательства и компания без штрафов проходит проверки регуляторов.

  5. Снижение финансовых потерь и репутационных рисков

    Проблемы с безопасностью осложняют работу компании. Иногда это грозит финансовыми потерями и вредит репутации. Служба ИБ минимизирует подобные риски.

  6. Поддержание доверия партнеров и клиентов

    Благодаря защите данных контрагентов формируется положительный имидж и надежная репутация компании.

  7. Обеспечение непрерывной работы

    Служба ИБ отвечает за бесперебойную деятельность компании. Для сфер, которые относятся к критической информационной инфраструктуре, это имеет особенное значение.

ИБ — одно из направлений безопасности организации. Кроме нее существуют экономическая, кадровая защита и т. д. В условиях цифровизации бизнеса наметился курс на трансформацию безопасности. В связи с этим расширяется и функционал службы ИБ.

Кто контролирует работу службы ИБ

Кто контролирует работу службы ИБ

В соответствии с организационной структурой в компании может быть до четырех видов подчиненности службы ИБ:

  1. Административный: руководству компании. Благодаря такой структуре обеспечивается прямая поддержка и контроль на высшем уровне для быстрого и результативного выстраивания процессов информационной безопасности в организации. Подобный вариант характерен для мелких и средних компаний. 

    Плюсы: высокий уровень контроля и внимания со стороны руководителя. 

    Минусы: затрудненное взаимодействие с другими отделениями.

  2. Функциональный: директорам по информационным технологиям, безопасности или цифровой трансформации. В этом случае служба ИБ является составной частью одного из подразделений компании. Такой вариант встречается в крупных организациях.

    Плюсы: упрощенная интеграция ИБ в структуру компании. 

    Минусы: снижение влияния на стратегические цели, увеличение сроков принятия и реализации задач.

  3. Смешанный: комбинация административного и функционального. В этом случае служба ИБ напрямую управляется высшим руководством и функционально подчиняется директору по одному из направлений: информационным технологиям, безопасности, цифровой трансформации. Такой вариант встречается в компаниях, которые имеют филиалы или дочерние общества.

    Плюсы: сочетание преимуществ двух предыдущих типов. 

    Минусы: нуждается в серьезном контроле, зачастую становится причиной конфликтов, неразберихи и затруднений в постановке задач, так как взгляды двух руководителей на управление подразделением могут расходиться.

  4. Матричный: менеджерам — проектному или функциональному. Такой вид подчиненности отличается гибким управлением. Вариант встречается в ИТ–ИБ компаниях, которые работают на внутренних и внешних заказчиков.

    Плюсы: высокие результаты при выполнении работ и укрепление взаимодействия между службами.

    Минусы: частичное дублирование функций и два начальника у сотрудников.

При выборе типа подчинения учитываются организационные нюансы и стратегия компании.

Факторы, которые влияют на работу службы ИБ

Факторы, которые влияют на работу службы ИБ

Эффективность управления информационной безопасностью зависит от следующих факторов:

  1. Поддержка. Если высшее руководство считает направление информационной безопасности важным компонентом деятельности организации, то выделяет для работы службы ИБ необходимое количество ресурсов.

  2. Кадры. Высококвалифицированные сотрудники службы ИБ обеспечивают эффективное решение задач.

  3. Технологии. Высокий темп развития киберугроз требует применения современных решений для выявления и устранения компьютерных атак.

Перед службой ИБ стоит ответственная задача — защита информации и инфраструктуры организации, а цифровизация усиливает ее роль и значение.