Эта статья будет полезна руководителям аудиторских компаний, консалтинговых фирм, IT-проектов. Мы разберем, что такое почасовая оплата труда, в чем ее преимущества и сложности, как автоматизировать расчет зарплаты после введения такой системы.
Эта модель используется, если нормирование труда вызывает сложности либо в нем вообще нет необходимости. Компания оценивает каждый час работы специалиста в определенную сумму. При этом результат не имеет значения.
Это самый простой вид почасовой (тарифной) оплаты. Для современных организаций он не актуален. Сегодня компании используют более сложные схемы, которые становятся частью мотивационной системы и гибко подстраиваются под изменения графика.
Внедрение почасовой оплаты связано не только с оптимизацией расходов. Применение такой модели соответствует определенной философии бизнеса, в которой главная ценность — это время сотрудников. Один час работы становится своего рода точкой отсчета.
Здесь нужно сделать пару замечаний. Во-первых, введение почасовой оплаты не означает, что специалисты могут работать столько, сколько захотят. Дело в другом — такая схема помогает использовать общую систему мотивации и адаптировать ее под разные графики. Кроме того, внедрение подобной модели не отменяет оценку продуктивности персонала по другим критериям.
На Западе почасовая оплата давно стала нормой. Например, в Америке МРОТ устанавливается с расчетом на один человеко-час. Время считается товаром, который сотрудник продает работодателю.
В России такая модель взаимоотношений между специалистом и компанией встречается достаточно редко. Это связано с историческими факторами — длительным периодом плановой экономики, традицией работать «от звонка до звонка» в течение восьми часов.
У этой системы несколько плюсов. Рассмотрим их более подробно.
Почасовая оплата влияет на то, как сотрудники воспринимают взаимоотношения с организацией. Работники с фиксированным окладом могут стремиться к достижению результата, но меньше ценить время, за которое по умолчанию получают вознаграждение. Тарифная система оплаты делает важным каждый час.
Кроме того, повышается прозрачность работы. Учет времени ведется через таймшиты, т. е. табели. Их нужно заполнять даже при стандартной 40-часовой неделе. Это помогает понимать, на какие конкретно задачи потратил время сотрудник.
Таймшиты позволяют руководству глубоко вникать в рабочие процессы и принимать управленческие решения. Табели также дисциплинируют сотрудников, которые знают, что временные затраты при необходимости нужно будет обосновать.
Это преимущество особенно актуально для сферы профессиональных услуг. Учет по клиентам и проектам необходим для управления экономическими процессами, оценки полезной нагрузки и т. д. Почасовая оплата решает проблему регулярности и качества заполнения таймшитов.
Табели приобретают особую важность, когда сотрудники не просто отчитываются о проделанной работе, но и ведут учет своего времени для денежного вознаграждения.
Нестабильная экономическая ситуация влияет на подбор персонала. Сотрудники, которые нужны сегодня, завтра уже могут не пригодиться. Работодателю выгоднее платить только за продуктивное время. Реалии ограничивают применение такой схемы, но возможности для ее частичного внедрения остаются.
Например, когда проектная нагрузка достигает пика, продолжительность рабочей недели часто превышает 40 часов. Такая ситуация может понравиться только настоящим трудоголикам. Остальные специалисты вряд ли обрадуются переработкам, особенно бесплатным.
При нехватке проектной нагрузки перед руководством может встать вопрос о сокращении штата. Это тяжелая ситуация, но из нее есть выход. Компания может предложить сотрудникам работать по сокращенному графику.
Еще один вариант — частичное использование аутстаффинга, т. е. вывода персонала за пределы штата. При такой схеме специалисты фактически остаются в своей компании, но официально числятся сотрудниками другой организации. Поэтому вы не обязаны выплачивать им постоянный оклад.
Такая модель соответствует современным трендам — работе в дистанционном формате, гибкому графику и т. д. Трудовые отношения в целом становятся более свободными. Сложно представить, что тем, кто родился после 2000 года, будет комфортно на стандартной офисной работе с 9-часовым графиком.
Уже сегодня гибкий график стал нормой. В недалеком будущем к нему присоединится почасовая оплата, которая позволяет:
Руководство может столкнуться с некоторыми проблемами. Иногда работники негативно воспринимают такую модель. Опасения часто возникают у сотрудников с низкой квалификацией или консервативным мышлением. Такие люди с большей охотой соглашаются на фиксированный оклад даже в том случае, если он ниже дохода при тарифной системе.
Задача руководителя — проанализировать настроения в коллективе и постепенно подготовить команду к переменам.
Кроме того, при внедрении новой модели потребуется строгий табельный учет. Сотрудникам придется регулярно заполнять таймшиты, а для этого нужен высокий уровень дисциплины.
Руководители могут использовать наши рекомендации, благодаря которым введение тарифной системы не вызовет проблем.
Внедряйте новую модель пошагово:
Помните об исключениях. Тарифная система не подходит для творческих сотрудников и топовых специалистов. Таким работникам нужно еще больше свободы и доверия со стороны руководства. Ищите к ним особый подход.
Культура работы с таймшитами еще недостаточно развита. Чтобы легко внедрить тарифную систему, используйте программное обеспечение для автоматизации учета. От специализированного решения требуется следующее: