Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ
Начать бесплатно

Организационный дизайн: как использовать такой подход в построении бизнеса

#Контроль бизнес-процессов
#HR, рекрутинг
#Управление персоналом

Чтобы компания развивалась, важно постоянно оптимизировать ее структуру и процессы. Иными словами, нужно заниматься организационным дизайном. В статье расскажем, какую пользу приносит такой подход и в чем здесь заключается роль HR-менеджера.

Что такое организационный дизайн

Сначала разберемся с терминологией. Организационным дизайном называется процесс, который помогает оптимизировать работу компании. Он включает различные компоненты. К оргдизайну относятся:

  • проектирование структуры и бизнес-процессов компании;
  • выстраивание системы управления;
  • распределение ответственности между сотрудниками.

Организационный дизайн

Организационный дизайн повышает общую эффективность компании. В результате бизнес быстро адаптируется к изменениям и достигает стратегических целей. За оргдизайн в компании отвечает руководитель и HR-менеджер. Об их роли расскажем ниже.

Какие задачи решает организационный дизайн

Процесс постоянной оптимизации структуры и процессов позволяет двигаться сразу в нескольких направлениях. Рассмотрим основные задачи, которые решает оргдизайн.

Определение структуры компании

В бизнесе есть различные цели, роли и полномочия. То, как они разграничиваются, определяет особая система — организационная структура. Она описывает, каким образом части компании взаимодействуют между собой, как проводятся управление и контроль.

Определить организационную структуру позволяет анализ текущей ситуации. Он помогает обнаружить узкие места, дублирование функций и сложности в коммуникации. В результате благодаря анализу можно выяснить, какая организационная структура будет наиболее эффективной для достижения конкретных целей.

Оптимизация бизнес-процессов

К ним относятся операции, которые проводятся компанией и постоянно повторяются. Примерами бизнес-процессов можно назвать поставки продукции на склад либо коммуникации с клиентами по скрипту продаж.

Модернизация бизнес-процессов

Под оптимизацией понимается внедрение новых, более эффективных операций или модернизация старых. Для этого выполняется оценка текущих процессов вместе с поиском способов их ускорить. Далее операции документируются.

Распределение ролей и обязанностей

Каждый сотрудник компании должен выполнять конкретные задачи согласно инструкции. Важно, чтобы любой специалист знал, какая у него зона ответственности.

Создание корпоративной культуры

Организационный дизайн определяет, какие ценности принимают все сотрудники. Например, корпоративная культура может предполагать прозрачность процессов и работу в команде.

Обеспечение эффективной коммуникации

Также оргдизайн устанавливает каналы, с помощью которых департаменты и отдельные сотрудники взаимодействуют друг с другом. В качестве инструментов коммуникации могут использоваться мессенджеры, чаты на корпоративном портале, социальные сети и т. д.

Эффективная коммуникация

Адаптация к изменениям

Важно, чтобы бизнес быстро реагировал на колебания рынка. Такую гибкость обеспечивает адаптация. Она включает постоянный мониторинг и анализ изменений отрасли, общей экономической ситуации, законодательства и технологий. Кроме того, адаптация предполагает разработку плана действий. Он определяет, как компания будет реагировать на изменения, например, внедрять новые продукты.

Оргдизайн помогает бизнесу достигать стратегических целей, а также быстро адаптироваться к внешним условиям. Экономические кризисы, спад спроса, повышение уровня конкуренции — все это препятствия для компании. Преодолеть их позволяет организационный дизайн. Его успех зависит от вовлеченности персонала и всех уровней управления.

Элементы организационного дизайна

Специалисты выделяют три основных аспекта. К элементам оргдизайна относятся:

  • Структура. Это распределение задач и ролей внутри компании. Структура бывает функциональной, дивизиональной и матричной. В первом случае речь идет о группировании должностных позиций в зависимости от выполняемых ими задач. Дивизиональная структура предполагает разделение по регионам или продуктам, а матричная сочетает оба подхода.
  • Процессы. Здесь речь идет о том, кто, когда и каким образом выполняет определенные операции. Это может быть разработка продукта, клиент-менеджмент, внутреннее управление.
  • Культура. К ней относятся ценности, нормы и правила поведения, которые приняты в организации. От культуры зависит успех взаимодействия как отдельных сотрудников, так и целых департаментов.

Принципы эффективного оргдизайна

Чтобы создать адаптивную и устойчивую модель компании, важно придерживаться ряда правил. К ключевым принципам эффективного организационного дизайна относятся:

  • Четкие цели и стратегии. Все элементы оргдизайна должны помогать компании достигать конкретных результатов.
  • Гибкость и адаптивность. Необходимо, чтобы бизнес быстро подстраивался под изменения внешних условий.
  • Высокая клиентоориентированность. Каждый процесс должен закрывать потребности целевой аудитории.
  • Открытость и прозрачность. Важно сделать коммуникацию внутри компании максимально доступной для всех сотрудников.
  • Командная работа. Достигать общих целей помогает эффективное взаимодействие между различными департаментами и группами специалистов.

Такие принципы позволяют следовать стратегии компании и добиваться высокого уровня удовлетворенности как персонала, так и клиентов. Нужно понимать, что эффективный оргдизайн не статичен. Это живая система, которая предполагает постоянную модернизацию и адаптацию к изменениям условий.

Эффективный оргдизайн

Роль HR-специалистов в организационном дизайне

Менеджеры по персоналу отвечают за связь между стратегическими целями и человеческими ресурсами. В процессе оргдизайна HR-специалисты могут:

  • Анализировать потребности в кадрах. Это позволяет выяснить, какие навыки и компетенции нужны, чтобы достигать стратегических целей.
  • Разрабатывать организационную структуру. Менеджеры по персоналу определяют роли и обязанности для различных позиций. Также HR-специалисты создают структуру отчетности и взаимодействия между департаментами.
  • Подбирать и развивать таланты. Также специалисты по кадрам занимаются привлечением сотрудников с особыми способностями, продумывают стратегии поиска работников, внедряют программы обучения и повышения квалификации.
  • Обеспечивают эффективную коммуникацию. HR-менеджеры разрабатывают стратегии взаимодействия между сотрудниками и обеспечивают сбор обратной связи.
  • Оценивают эффективность оргдизайна. Специалисты по кадрам внедряют KPI и проводят анкетирование для получения фидбэка.

Организационный дизайн нужен любой компании на каждом этапе ее развития. Его эффективность во многом зависит от усилий, которые прилагают HR-специалисты.