Чтобы компания развивалась, важно постоянно оптимизировать ее структуру и процессы. Иными словами, нужно заниматься организационным дизайном. В статье расскажем, какую пользу приносит такой подход и в чем здесь заключается роль HR-менеджера.
Сначала разберемся с терминологией. Организационным дизайном называется процесс, который помогает оптимизировать работу компании. Он включает различные компоненты. К оргдизайну относятся:
Организационный дизайн повышает общую эффективность компании. В результате бизнес быстро адаптируется к изменениям и достигает стратегических целей. За оргдизайн в компании отвечает руководитель и HR-менеджер. Об их роли расскажем ниже.
Процесс постоянной оптимизации структуры и процессов позволяет двигаться сразу в нескольких направлениях. Рассмотрим основные задачи, которые решает оргдизайн.
В бизнесе есть различные цели, роли и полномочия. То, как они разграничиваются, определяет особая система — организационная структура. Она описывает, каким образом части компании взаимодействуют между собой, как проводятся управление и контроль.
Определить организационную структуру позволяет анализ текущей ситуации. Он помогает обнаружить узкие места, дублирование функций и сложности в коммуникации. В результате благодаря анализу можно выяснить, какая организационная структура будет наиболее эффективной для достижения конкретных целей.
К ним относятся операции, которые проводятся компанией и постоянно повторяются. Примерами бизнес-процессов можно назвать поставки продукции на склад либо коммуникации с клиентами по скрипту продаж.
Под оптимизацией понимается внедрение новых, более эффективных операций или модернизация старых. Для этого выполняется оценка текущих процессов вместе с поиском способов их ускорить. Далее операции документируются.
Каждый сотрудник компании должен выполнять конкретные задачи согласно инструкции. Важно, чтобы любой специалист знал, какая у него зона ответственности.
Организационный дизайн определяет, какие ценности принимают все сотрудники. Например, корпоративная культура может предполагать прозрачность процессов и работу в команде.
Также оргдизайн устанавливает каналы, с помощью которых департаменты и отдельные сотрудники взаимодействуют друг с другом. В качестве инструментов коммуникации могут использоваться мессенджеры, чаты на корпоративном портале, социальные сети и т. д.
Важно, чтобы бизнес быстро реагировал на колебания рынка. Такую гибкость обеспечивает адаптация. Она включает постоянный мониторинг и анализ изменений отрасли, общей экономической ситуации, законодательства и технологий. Кроме того, адаптация предполагает разработку плана действий. Он определяет, как компания будет реагировать на изменения, например, внедрять новые продукты.
Оргдизайн помогает бизнесу достигать стратегических целей, а также быстро адаптироваться к внешним условиям. Экономические кризисы, спад спроса, повышение уровня конкуренции — все это препятствия для компании. Преодолеть их позволяет организационный дизайн. Его успех зависит от вовлеченности персонала и всех уровней управления.
Специалисты выделяют три основных аспекта. К элементам оргдизайна относятся:
Чтобы создать адаптивную и устойчивую модель компании, важно придерживаться ряда правил. К ключевым принципам эффективного организационного дизайна относятся:
Такие принципы позволяют следовать стратегии компании и добиваться высокого уровня удовлетворенности как персонала, так и клиентов. Нужно понимать, что эффективный оргдизайн не статичен. Это живая система, которая предполагает постоянную модернизацию и адаптацию к изменениям условий.
Менеджеры по персоналу отвечают за связь между стратегическими целями и человеческими ресурсами. В процессе оргдизайна HR-специалисты могут:
Организационный дизайн нужен любой компании на каждом этапе ее развития. Его эффективность во многом зависит от усилий, которые прилагают HR-специалисты.