Целью отдела маркетинга является привлечение в компанию новых клиентов. Для успешной реализации этой задачи нужна профессиональная команда под управлением опытного директора. Также ему необходимо правильно сформировать бюджет совместно с финансовой службой.
Price (цена). Определение подходов к установлению стоимости продукции и разработка стратегии продвижения.
Place (место продаж). Выбор каналов распространения продукта, торговых площадок и способов выкладки товара на полки.
Promotion (продвижение). Вывод продукта на рынок, организация рекламных каналов, увеличение первичных и повторных продаж.
Модель 4P охватывает всю деятельность маркетингового отдела, а значит, и функционал директора. Однако в разных компаниях у CMO могут отличаться задачи и показатели, за которые он отвечает.
Важно отметить, что отдел маркетинга тесно связан с финансовыми оборотами компании. Поэтому эффективность работы всех его сотрудников, и в особенности директора, напрямую влияет на доходы организации. Соответственно, маркетинговые цели и результаты, а также бюджет планируют совместно с финансовым отделом.
В зависимости от специфики бизнеса должностная инструкция директора по маркетингу может включать различные задачи. Например:
формирование команды специалистов по продвижению;
Однако главной задачей CMO остается обеспечение отдела продаж потенциальными клиентами. Для достижения этой цели используют различные инструменты, в том числе отчеты маркетингового подразделения.
Эти должности порой выступают синонимами и обозначают одно и то же, а иногда существенно разнятся. Все зависит от организационной структуры конкретной компании.
В малых предприятиях обычно работает руководитель маркетингового отдела, которому подчиняется небольшая группа специалистов. Например, команда может состоять из рекламщика, аналитика, сеошника и копирайтера.
В штате более крупных организаций будет должность директора по маркетингу, который курирует несколько направлений или подразделений. Например, отделы контекстной рекламы, SEO-продвижения и дизайна. У каждого из них есть свой руководитель, а директор по маркетингу выступает в роли главного управляющего, который отвечает за общий результат.
Ежегодно директор по маркетингу совместно с финансовой службой и другими топ-менеджерами составляет план работы. В нем указывают целевые показатели отделов и необходимые для этого средства (в будущем сумму могут корректировать относительно ситуации с бизнесом). Маркетинговый план всегда тесно связан с бюджетом и стратегическими целями организации.
Первоначально руководство компании выдвигает требование достигнуть определенной цели по продажам, для выполнения которого необходимо будет привлечь конкретное число лидов. Затем директор по маркетингу разрабатывает план действий и расписывает, сколько то или иное направление должно привести клиентов и какую сумму для этого понадобится выделить каждому из них.
Для эффективного распределения бюджета и целей по лидам CMO сначала обсуждает стратегию с руководителями отделов. Это необходимо, чтобы план соответствовал реальному положению дел. Например, если подразделение состоит лишь из одного сотрудника, то нет смысла выделять на него значительные суммы и ждать феноменальных результатов. Чтобы рационально освоить бюджет и добиться общей цели, нужна разноплановая команда. Она должна состоять из специалистов по рекламе, SEO-продвижению, дизайну, копирайтингу и профессионалов прочих компетенций.
Отдел маркетинга полноценно приступает к работе после утверждения целей по лидам и формирования бюджета. При этом по итогам месяца или квартала CMO по согласованию с финансовой службой может пересмотреть планы и расходы на отдельные направления. Если какое-то из них стало приносить больше лидов за меньшую стоимость, то ему дополнительно выделят денег. В случае, когда направление не привлекает достаточное число клиентов, его финансирование могут сократить.
Для оптимизации работы отдела маркетинга порой создают реестр платежей, который представляет собой таблицу с информацией о сумме будущих трат, кому они пойдут и для каких целей. С помощью этого документа финансовая служба планирует расходы и контролирует, чтобы к нужному сроку на счетах были средства.
Также нередко используют таблицу с юнит-экономикой — инструмент для анализа прибыльности бизнеса на уровне отдельных товаров, услуг или клиентов. Она помогает CMO следить, чтобы цена лидов не менялась. При снижении показателей принимают меры: например, разрабатывают способы повысить эффективность рекламы. По итогу расчет юнит-экономики позволяет управлять маркетингом в рамках нужных параметров.
Набор ключевых показателей эффективности работы директора по маркетингу зависит от специфики организации. KPI может включать:
Важно, чтобы KPI директора по маркетингу включал только те показатели, на которые он непосредственно влияет. Например, CMO способен увеличить поток потенциальных клиентов, но не может контролировать уровень операционной прибыли.
Подытожим ключевые моменты. Директор по маркетингу (CMO) — это топ-менеджер, который отвечает за продвижение продуктов и услуг компании и построение бренда. Он курирует работу других руководителей отделов организации. Функции и KPI директора по маркетингу зависят от специфики конкретной компании.
Вместе с финансовой службой и другими топ-менеджерами CMO составляет план работы. В нем определяют цели отдела маркетинга и необходимый для их достижения бюджет.
Иногда бизнесу не требуется должность CMO, однако всегда нужен человек, который будет отвечать за привлечение новых клиентов.