Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ
Начать бесплатно

Плохой характер начальника и конфиденциальные сведения: о чем не следует говорить на собеседовании

#Для сотрудника
#HR, рекрутинг
#Управление персоналом

Помните: это не дружеская встреча, а проверка вашего соответствия требованиям. В ходе собеседования рекрутеры постараются узнать все, что их интересует о соискателе. Если вы хотите получить предложение о работе, важно честно отвечать на их вопросы. Однако есть темы, которые лучше обсуждать с осторожностью или вовсе избегать.

Негативные высказывания о прежнем работодателе

Вас наверняка спросят о причинах поиска нового места. В ответе не стоит упоминать о том, какой трудной или неприятной была старая работа. Описание негативного опыта только помешает получить новое предложение. Даже если ваши слова на 100% правдивы, HR-менеджер может подумать, что вы будете так же нелестно отзываться и о его компании. Это создаст вам репутацию человека, который склонен к конфликтам.

Негативные высказывания о работодателе

Вместо этого лучше воздайте должное предыдущему работодателю и расскажите о положительном опыте, который вы приобрели, какие навыки развили и чего достигли.

Заранее продумайте ответ на прямой вопрос о причинах ухода. Лучше всего подчеркнуть желание изменить направление своего развития. Расскажите о том, что вас ограничивало в предыдущей организации, а также о привлекательных аспектах новой. Например, можно ответить, что ваш работодатель воспринимал продвижение в соцсетях по остаточному принципу, не ставил задачу достигать высоких показателей и выделял скромные бюджеты на контент. Вас как SMM-менеджера это сковывало, потому что вы по собственной инициативе прошли профильное обучение и жаждете более глубокого применения своих навыков. В новой же компании вас привлекла ее масштабная деятельность в соцсетях.

Подробности конфликтов с прежним начальством

Если ваш уход действительно был непростым и вы испортили отношения с предыдущим руководителем, то трудно будет обойтись общими фразами. На вопрос о получении рекомендаций от вашего прежнего работодателя вы вряд ли сможете уверенно ответить «да».

Конфликты с прежним начальством

Подготовьте корректную формулировку, которая не ставит под сомнение репутацию никого из участников событий. Можно сказать, что у вас были разногласия с бывшим шефом или коллегами по профессиональным или личным вопросам — и на этом остановиться.

Не стоит обвинять членов вашей прежней команды в недостаточной квалификации или обсуждать плохие качества руководителя. Подробности ваших разногласий не помогут вам завоевать доверие HR-менеджера. Напротив, он может решить, что вы не умеете налаживать конструктивные связи. Поэтому отвечайте коротко, нейтрально и спокойно. Добавьте, что надеетесь на позитивные отношения в новом коллективе.

Конфиденциальные данные

Многие организации включают в контракты с работниками пункт о запрете на разглашение внутренней информации в течение определенного времени после увольнения. Даже если такого условия не было, не стоит делиться данными из отчетов, которые предназначались только для подчиненных прежней компании.

Разглашение внутренней информации

Рекрутер может предположить, что вы поступите аналогично с конфиденциальной информацией нового работодателя, и это не добавит вам плюсов.

Поэтому лучше говорите только о своем опыте: делитесь успешными проектами и своим вкладом в достижения предыдущей организации. Указывайте конкретные результаты — например, можете сказать, что повысили показатели отдела на 20%. Но помните: нужно использовать только ту информацию, которая доступна в открытых источниках.

Личные трудности, которые не влияют на работу

Некоторые соискатели делятся на собеседовании своими финансовыми затруднениями или семейными конфликтами. Возможно, они полагают, что это создает атмосферу доверия или демонстрирует готовность браться за любую работу, лишь бы была оплата. Таким способом подобные соискатели хотят показать, что не подведут будущее начальство.

Разглашение личной информации

Тем не менее у рекрутеров есть свои критерии для оценки кандидатов. Новая организация не является благотворительным учреждением и имеет свои коммерческие интересы. Поэтому для специалистов по найму важно понять, сможете ли вы принести пользу компании, какие задачи умеете решать и сколько времени вам потребуется для адаптации на новом месте. Обсуждение ваших личных проблем вряд ли поможет ответить на эти вопросы. Кроме того, HR-менеджер может решить, что вы давите на жалость, чтобы отвлечь внимание от своего недостаточного профессионализма, в то время как ценному специалисту обычно не приходится «выпрашивать» должность.

Исключение составляют семейные обстоятельства, которые могут отвлекать вас от работы. Например, если вам нужно будет каждый день уходить на час раньше, чтобы забрать ребенка из детского сада, стоит сообщить об этом заранее.

Недостающие навыки, если они не критичны для вакансии

Речь идет о тех умениях, которые не указаны в обязательных требованиях к кандидату. Например, если работодатель ищет человека, который свободно владеет английским, а вы хорошо читаете, но не уверены в речевой практике, то упомяните об этом. И добавьте, что готовы с сегодняшнего дня активно заниматься языком для улучшения разговорных навыков.

Если же в требованиях вообще нет такого пункта, то не стоит упоминать об этом, а тем более рассказывать, что вы уже год планируете подтянуть английский, но постоянно мешают обстоятельства.

Личные амбиции, которые не связаны с профессиональной деятельностью

HR-менеджер может поинтересоваться вашими карьерными планами на ближайшие годы. Будьте готовы к подобным вопросам. При ответе акцентируйте внимание на профессиональном росте. Можно упомянуть обучение для последующего развития. Или задачи, которые пока вызывают трудности, но вы намерены научиться их решать. Также можно озвучить желаемую должность в будущем.

При этом не стоит делиться планами, которые не касаются карьеры. Например, о путешествиях или новом хобби. Исключение составляют случаи, когда рекрутер напрямую спрашивает о ваших внерабочих намерениях. В таком случае уточните, что именно его интересует. Если речь идет о возможном переезде в другой город или страну, честно ответьте на вопрос. Не стоит при этом углубляться в подробности своего решения.

Подробности о предложениях от других работодателей

Конечно, незачем скрывать, что вы откликаетесь на различные вакансии и это не единственное ваше собеседование. Рекрутеры также общаются не только с вами, но и с другими кандидатами — это в порядке вещей.

Подробности о запланированых собеседованиях

Однако не следует акцентировать внимание на том, что у вас запланированы еще четыре собеседования на этой неделе и одно на следующей. Не стоит показывать, что результаты текущей беседы для вас не столь важны. Некоторые думают, что такая стратегия повышает шансы соискателя, но это не так.

Представьте ситуацию: HR-менеджер говорит кандидату: «Давайте закругляться — еще шесть человек ждут своей очереди на эту вакансию». Вряд ли у соискателя появится хорошее настроение после таких слов. Теперь поставьте себя на место рекрутера и постарайтесь вести беседу с максимальным уважением к собеседнику.

Негативное отношение к потенциальному работодателю

Критиковать компанию, от которой вы ждете оффер — это верный способ получить отказ. Например, вы заметили орфографическую ошибку в письме от рекрутера. Но если вы не откликаетесь на вакансию корректора, незачем упоминать на собеседовании о чужой оплошности. Если же вы действительно претендуете на такую должность, сначала спросите HR-менеджера о необходимости подобной обратной связи. Если она нужна — можно упомянуть об ошибке. Только сделайте это кратко и корректно, а не обсуждайте негативные качества человека, который допустил невнимательность.

Заключение

Как видите, лишняя информация на собеседовании может только навредить соискателю. Поэтому важно запомнить несколько важных общих правил. Всегда отвечайте строго по теме вопросов рекрутера, не отклоняйтесь в сторону, как бы вам ни хотелось обсудить что-то еще интересное, и, как вам кажется, выгодное для вас. Упоминайте личную информацию только тогда, когда она напрямую может повлиять на будущую работу. Проявляйте уважение — как к бывшему начальству и коллегам, так и к потенциальному руководству. И, наконец, заранее продумайте исчерпывающие корректные ответы на все сложные и неудобные вопросы. Благодаря такой подготовке вы будете чувствовать себя на собеседовании увереннее и существенно повысите шансы получить предложение о работе.