Руководители и HR-менеджеры все чаще говорят о том, как важно бороться с токсичностью в коллективе, отказываться от пассивной агрессии, развивать экологичную корпоративную культуру. На практике же не многим удается перейти от слов к делу.
Представим, что руководитель дал сотруднику конкретную задачу. Работник получил четкие инструкции, но не справился. Руководитель указал подчиненному на ошибки в надежде, что они не повторятся. Однако сотрудник выполнил работу еще хуже.
Такая ситуация знакома многим руководителям. Разберемся, почему возникают подобные проблемы и как их избегать.
Ситуация, когда сотрудник не воспринимает слова руководителя, может развиваться по разным причинам. В их числе:
Сознательный саботаж. Сотрудник все понял, но ничего не сделал.
Нехватка навыков. Работник разобрался, чего хочет руководитель, но не смог выполнить поручение из-за недостатка квалификации. Другой вариант — человек не понял задание из-за нехватки знаний, но постеснялся/побоялся уточнить информацию.
Состояние стресса. Сотрудник поддался влиянию негативных эмоций и не понял руководителя.
Мы не будем анализировать версию о саботаже: это отдельная большая тема. Рассмотрим второй и третий пункты. В обоих случаях сотрудник не справился с работой, хотя стремился выполнить задачу. Причины провала были разными, но к негативному сценарию привел один и тот триггер — страх.
Как выглядят аргументы людей, которые попадали в подобные ситуации:
Сначала я решил, что задача понятная, но на деле она оказалась сложнее. Я не стал обращаться за помощью из-за страха продемонстрировать свою некомпетентность.
Я не понял, чего хочет руководитель, а переспросить не решился — понадеялся, что разберусь потом, но не смог.
У меня разыгрались нервы, поэтому я пропустил мимо ушей все объяснения.
Страх — сильная негативная эмоция. Она легко повергает человека в подавленное состояние. Сотрудник, который испытывает страх, теряет чувство безопасности вместе со способностью сосредоточиться на рабочих задачах. Отрицательные эмоции рождаются не на пустом месте. Страх — естественная реакция на агрессию.
Разберемся, как слова руководителя заставляют подчиненных бояться:
«Это простая задача, здесь все понятно». Если работник не смог разобраться, он не станет переспрашивать, т. к. побоится вызвать сомнения в своем профессионализме.
«Я не понимаю, как можно было так ошибиться». На этой фразе сотрудник перестает слышать руководителя. Человек либо начинает испытывать ответную агрессию, либо впадает в самобичевание.
«Надеюсь, в следующий раз мне не придется тебя отчитывать». Такая угроза только усугубляет ситуацию.
Каждый руководитель должен понимать, что подчиненные по умолчанию находятся в зависимом от него положении. Выстраивать диалог с позиции силы — это непрофессионально. Даже незначительное давление вызывает стресс, который снижает продуктивность персонала.
Важно, чтобы руководитель умел доносить свои мысли без активной или пассивной агрессии. Такая концепция ненасильственного общения появилась в 1970-х годах. Ее автором стал Маршалл Розенберг. Он сформулировал следующие принципы:
Опирайтесь на свои наблюдения, а не на выводы. Если работник не уложился в сроки, не нужно говорить ему: «Дедлайн прошел, а проекта нет. Ты вообще что-то сделал?». Более удачной будет такая формулировка: «Мы договорились, что ты сдашь проект в четверг к 12 часам дня. Пока я не вижу результатов». Не стоит давить на собеседника, если можно просто обозначить тему, которую нужно обсудить.
При необходимости проговаривайте свои эмоции. «Я переживаю, что клиенту не понравится перенос сроков» — корректная формулировка, которая отражает личное восприятие. Важно избегать оценочных суждений. «У меня такое ощущение, что ты нарочно меня не слушал» — фраза, которая напоминает прямую атаку.
Четко формулируйте свои потребности. Если возникла какая-либо проблема, руководитель должен выяснить, что к ней привело. «Объясни, почему не удалось вовремя сдать проект. Я хочу разобраться, как это исправить» — это звучит конструктивно.
Говорите на языке фактов. «Тебе нужно сосредоточиться» — слишком размытая формулировка. Лучше сказать: «Я заметил, что ты много отвлекаешься и тратишь рабочее время на соцсети».
Чтобы сделать общение с персоналом ненасильственным, нужно устранить стресс-фактор в виде страха. Для этого следует отказаться от оценочных суждений и негатива, которые направлены по адресу собеседника.
Отметим, что речь не идет о полном отстранении от собственных эмоций. «Мы не уложимся в сроки, меня это напрягает» — здесь руководитель выражает мнение о конкретной ситуации. «Ты опять нас всех подставляешь!» — это негатив по отношению лично к сотруднику. В таком случае ждать положительного результата не приходится.
Как правило, пассивная агрессия в коммуникации с сотрудниками возникает при обсуждении каких-либо проблем или спорных моментов. Выстраивать конструктивный диалог без негатива по адресу того или иного человека помогает система учета рабочего времени «ИНСАЙДЕР».
Например, анализ продуктивности позволяет объективно оценивать, как сотрудник справляется со своими обязанностями. «ИНСАЙДЕР» отслеживает показатели эффективности персонала в течение дня и предоставляет руководителю подробные отчеты.
Благодаря такой функции легко выстраивать ненасильственное общение. Руководителю не нужно выражать субъективную оценку — достаточно сказать: «Я посмотрел отчет и увидел, что в последний месяц твоя продуктивность снизилась. Хочу тебе помочь и исправить эту ситуацию». «ИНСАЙДЕР» не оставляет пространства для эмоциональных манипуляций — все данные объективны и прозрачны.
Если сотрудник не понимает, что мешает ему продуктивно работать, руководитель может провести самостоятельный анализ. Для этого потребуются данные онлайн-мониторинга. «ИНСАЙДЕР» позволяет узнать, как именно человек расходует рабочее время: насколько долго выполняет конкретные задачи, на что отвлекается и т. д.
Информация, которую предоставляет система, помогает объективно оценивать активность персонала. Иногда человек просто не замечает, как ежедневно тратит несколько часов рабочего времени на посторонние дела. Это может отследить руководитель, если изучит отчет по онлайн-мониторингу.
Заключение
Ненасильственное общение — полезный инструмент, который помогает выстроить эффективную коммуникацию и снизить уровень стресса в компании. Важно, чтобы руководитель держал свои эмоции под контролем и всегда опирался на факты.