Сегодня расскажем о том, что помогает выявлять нарушителей, оптимизировать объемы закупок и предотвращать случаи хищения:
Из-за махинаций менеджеров по снабжению предприятия сталкиваются с тремя основными проблемами:
Чтобы защитить предприятие от мошенничества со стороны сотрудников, нужно решить перечисленные проблемы. Каждую из них следует рассмотреть более подробно.
Цены зависят от инфляции, срочности поставок и других объективных факторов. Однако чаще всего стоимость закупок увеличивается из-за злоупотреблений сотрудников службы снабжения. Они вступают в сговор с поставщиками и за вознаграждение приобретают товары по ценам выше среднерыночных.
Тендеры по стратегическим и дорогостоящим позициям позволяют решить эту проблему. Менеджеру по направлению нужно сформировать список поставщиков, а службе снабжения и планово-экономическому отделу — проверить контрагентов по следующим параметрам:
Такая прозрачная схема позволяет заключать договоры на оптимальных условиях. Однако поставщики редко соглашаются фиксировать стоимость продукции даже на несколько месяцев. Этим обстоятельством могут воспользоваться недобросовестные менеджеры отдела закупок.
Контролировать закупочные цены помогает специальный отчет в «1С». В нем за определенный период формируется список закупленных ТМЦ. В отчете должны быть указаны:
С этим отчетом нужно работать по следующей схеме:
Рассчитывать индекс изменения цены по каждой позиции. Это задача планово-экономического отдела, который должен формировать отчет по итогам месяца. Для расчета нужно использовать формулу I = P1/P0. Под P1 понимается актуальная стоимость закупки, под P0 — стоимость в предыдущем периоде.
Проверять отчет, если I>1. Это задача службы безопасности. Если проверка выявляет необоснованное повышение цен, то нужно наказать нарушителя и исключить закупку из последующего анализа.
Также планово-экономический отдел не должен согласовывать договоры, в которых цена продукции превышает стоимость последней закупки.
Чтобы сделать эту схему эффективной, нужно изменить мотивационную систему:
Индекс Пааше рассчитывается по формуле I = ∑P1Q1/∑P0Q1. Под P1 понимается актуальная стоимость закупки, под P0 — стоимость в предыдущем периоде. Q1 — это количественный показатель текущей закупки.
Часто количество сырья и материалов, которые менеджеры приобретают у «правильных» поставщиков, превышает производственные потребности предприятия.
Коэффициент оборачиваемости товаров показывает, насколько быстро обновляются складские запасы, и помогает контролировать ликвидность материалов.
Снижение коэффициента говорит о неэффективности складского управления, а также о накоплении лишних запасов и неликвидных материалов.
В то же время высокая оборачиваемость может указывать на истощение запасов из-за перебоев в поставках, которые нарушают непрерывность производственных процессов.
Поддерживать нужный объем закупок помогает специальная методика оценки оборачиваемости. Как ее применять:
См. таблицу
Номенклатурная группа | Оборачиваемость в днях |
Металлопрокат | 60 |
Подшипники | 15 |
Приборы | 30 |
Метизы | 7 |
3. По окончании каждого производственного цикла, т.е. ежемесячно рассчитывать фактическую оборачиваемость по группам с помощью формулы Об = (Ост1+Ост2) *0,5*Дн.
Под Ост1 и Ост2 понимается стоимостная оценка материалов из той или иной группы в начале и конце цикла в учетных ценах. Дн — количество дней в цикле. Под Р понимается стоимостная оценка расхода материалов в течение цикла в учетных ценах.
Показатели, которые отклоняются от плановой оборачиваемости, необходимо анализировать.
Важно: к низкой оборачиваемости не всегда приводят ошибки или нарушения со стороны менеджеров. Существуют и другие причины:
Чтобы методика оценки оборачиваемости работала, следует изменить мотивационную систему:
Даже если компания своевременно выделяет необходимые средства на закупку деталей, состояние автопарка может быть неудовлетворительным. При этом отчеты указывают на замены узлов и агрегатов. Проверить, соответствует ли информация действительности, можно с помощью оборотного склада. Его идея — в течение одного дня возвращать старую запчасть на основной склад взамен выданной новой.
Важно: лучше не выдавать новую деталь, пока старая не вернулась на склад. Однако соблюдение таких жестких условий продлевает время ремонта техники, а этого нельзя допускать.
Составить список запчастей, которые не подлежат сдаче. К ним относятся полностью изношенные элементы. Также в список входят детали, которые после использования нельзя идентифицировать, например, резинотехнические изделия.
Важно: если появляется деталь, которая отсутствует в базе, то механику нужно указать критерий возвратности в требовании-накладной.
Поручить техслужбе ежемесячно проверять перечень материалов с критериями возвратности и при необходимости вносить изменения. На оборотный склад следует приходовать детали для утилизации, сдачи в металлолом и доработки с дальнейшим использованием в производстве.
Дополнить стандартное требование-накладную новыми полями. В первом нужно указывать данные механика, который выписывает деталь с основного склада и возвращает на оборотный аналог старой запчасти. Это позволит контролировать возвратность. Второе поле заполняется автоматически в соответствии с информацией из базы. В нем нужно указывать признак возвратности деталей.
Упростить приход старых запчастей на оборотный склад. Количество нужно записывать вручную, а наименования — вносить в соответствии с требованием-накладной. Таким образом подтверждается расход нового аналога запчасти с основного склада.
Наименование позволяет соотнести выданные с оборотного склада детали с ранее оприходованными и вывести отчет.
Отчет показывает, какие запчасти, когда и в каком количестве поступили с основного склада. Также он позволяет узнать, когда и сколько старых аналогов вернулось на оборотный склад. Кроме того, в отчете содержится информация об ответственном за операцию лице.
Дополнительно мотивировать задействованных сотрудников с помощью изменений в премиальном положении. Кладовщиков нужно поощрять за своевременное внесение в «1С» движения по оборотному складу. Механиков следует премировать за отсутствие несданных запчастей, которые подлежат сдаче, в количестве менее 1% от оборота.
Ежемесячно проводить инвентаризацию на оборотном складе. Специальная комиссия должна включать сотрудников техслужбы, бухгалтеров, представителей службы безопасности.
После инвентаризации материалы, которые поступили на склад как металлолом, нужно складировать, взвесить и сдать в приемку.
Материалы с пометкой «На утилизацию» должны вывезти сотрудники специализированной организации.
Задача кладовщика — провести списание с оборотного склада материалов для утилизации и сдачи в металлолом.
После инвентаризации оборотный склад надо обнулить за исключением деталей, которые подлежат доработке.
Кроме того, у службы безопасности есть право проводить внеплановую инвентаризацию. Если она выявляет нарушения регламента, то ответственные за них сотрудники должны понести дисциплинарные взыскания.
Оборотный склад помогает:
Мероприятия по контролю отдела закупок необходимо строго регламентировать.
Мониторинг должен осуществляться на всех уровнях — от менеджеров вместе с руководителем отдела до первых лиц компании.
Задача рядовых сотрудников — постоянно контролировать свои показатели с помощью отчетов, систем аналитики и сверок плановых значений с фактическими.
Одна из обязанностей менеджеров — знать KPI, допустимые диапазоны отклонений по разным показателям, внутренние регламенты отдела и плановые значения.
Также сотрудники должны своевременно отчитываться перед руководителем.
Задача руководителя — контролировать, выполняет ли отдел KPI.
Обычно руководитель отдела закупок пользуется информацией из стандартных отчетов, аналитических блоков и других источников, которые доступны менеджерам. При этом он дополнительно контролирует общие показатели и с иной периодичностью.
Настройка прав доступа к тому или иному отчету — задача ИТ-службы и отдела безопасности.
Наличие специализированных отчетов у руководителя зависит от его обязанностей и полномочий.
Руководителю нужно контролировать:
Ассортимент. Задача руководителя — изучать прайс-лист вместе со стабильностью и изменяемостью позиций, отслеживать глубину и ширину ассортимента, контролировать эффективность ассортиментных матриц.
Товарные запасы. Нужно отслеживать, соответствует ли их оборачиваемость нормативам. Также необходимо контролировать количество дефицита, излишков и неликвидных материалов и разрабатывать меры по их минимизации.
Ценообразование. Обязанность руководителя — контролировать соблюдение стратегии и методик ценообразование.
Взаимодействие с поставщиками. Необходимо контролировать договорную деятельность и улучшать работу с контрагентами. Кроме того, нужно вести мониторинг поставщиков и грамотно распределять ресурсы компании в соответствии с рейтингом партнеров. Периодически руководитель должен встречаться с ключевыми и потенциальными контрагентами.
Действия персонала. Задача руководителя — следить за трудовой дисциплиной и соблюдением внутрикорпоративной культуры, оценивать микроклимат в отделе, загруженность подчиненных и выполнение ими обязанностей. Кроме того, нужно контролировать среднерыночный уровень зарплат в сфере, в которой работает компания. Также руководитель должен оценивать персонал, чтобы принимать кадровые решения и выявлять потребности в обучении сотрудников. Еще одна задача — мониторить взаимодействие менеджеров с другими отделами.
Коммерческий, исполнительный или генеральный директор также контролирует закупки. Его задача — отслеживать основные показатели компании в работе каждого подразделения.
На какие показатели ориентируется высшее руководство:
Высшему руководству необходима полная отчетная база для самостоятельного изучения.
Кроме того, руководителю предприятия нужна информация о работе службы снабжения от других подразделений:
Перечисленные подразделения должны предоставлять сводные отчеты или справки по форме.
Еще один важный источник информации — сами поставщики. Руководителю предприятия следует поддерживать отношения с контрагентами, чтобы получать данные «из первых рук».
Практика показывает, что оптимизация работы отдела закупок в сочетании с прозрачной системой контроля максимизирует чистую прибыль компании на 10–60%.
Кроме того, в организации нужно внедрить систему поощрений и наказаний сотрудников, которые непосредственно участвуют в закупочной деятельности либо контролируют работу службы снабжения.