Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Что такое культура ошибок и на чем она основана

#Управление персоналом
#Контроль бизнес-процессов

Если в компании преобладает практика поиска виновных и возложения на них ответственности за всевозможные ошибки, сотрудники вряд ли будут проявлять инициативу и брать ответственность за свои действия. Они скорее побоятся критики и наказания со стороны начальства. В таких коллективах возникают проблемы с внедрением инноваций, созданием для персонала комфортной рабочей атмосферы и, соответственно, развитием самой компании.

Важный элемент современной корпоративной культуры — так называемая «культура ошибок», или «No-blame culture», что в переводе с английского означает «не обвинительная культура». Ее суть заключается в терпимости к недочетам в компании. Главное, чтобы сотрудники на них учились. Благодаря такому подходу организации становятся более гибкими и устойчивыми к изменениям извне.

Из статьи вы узнаете основы и принципы формирования «культуры ошибок» в компании, а также поймете, зачем она нужна.

Как появилась культура ошибок

Культура ошибок возникла на рубеже XX–XXI веков. Первой ее внедрила автомобилестроительная корпорация Mercedes Benz. Руководство понимало, что из-за опасений сотрудников остаться без работы при допущении промахов возникают проблемы с внедрением инноваций и тормозится развитие компании. Поэтому культура ошибок стала нормой для всех предприятий корпорации. Сегодня ее примеру последовали Google, Amazon и Netflix.

Основные принципы культуры ошибок

Ее суть заключается в следующем: «лучше действовать и допускать промахи, чем ничего не делать». В компаниях, которые внедрили культуру ошибок, сотрудники открыто заявляют о проблемах при выполнении задач. В таких организациях расширяются права и возможности персонала, работникам не запрещается допускать ошибки, но они отвечают за свои решения. При этом руководство считает провалы одним из способов роста и улучшения чего-либо. А члены команд превращают ошибки в ценный опыт.

Как появилась культура ошибок

Благодаря внедрению культуры компании сокращают риски, налаживают и улучшают производственные процессы. Неудачи в них рассматриваются как шаги к развитию и совершенствованию.

Ошибка в бизнесе — это опыт. Если даже в какой-то момент организация пошла не по тому пути, персонал получил определенные знания и навыки. Благодаря им коллектив исключит такие промахи в будущем.

В целом культура ошибок основывается на пяти базовых принципах:

  1. Высокий уровень эмоционального интеллекта у руководителей и подчиненных.

  2. Ошибка, которую допустил член команды — это часть работы, а не катастрофа.

  3. Наличие системного подхода к исправлению промахов и их анализу.

  4. Поиск первопричин ошибок и возможностей их устранения.

  5. Непрерывное отслеживание и модернизация рабочих процессов.

Актуальность для компаний

Специалисты, которые боятся наказания за ошибки, скрывают провалы в работе и искажают информацию о трудовом процессе. В результате руководство не может вовремя решить проблему, следовательно, компания теряет денежные средства. Кроме того, страдает ее репутация. А это сказывается как на развитии самой компании, так и на личностном росте ее сотрудников.

Благодаря культуре ошибок руководство сможет проанализировать причины провалов и исправить их, а затем выпустить на рынок новый продукт. В случае успеха он окупит деньги, которые компания затратила на устранение недочетов. Такой гибкостью обладают технологические гиганты — Google, Microsoft и другие, поскольку они регулярно сталкиваются с инновациями, а, значит, и с провалами.

Культура ошибок позволяет проводить тесты самых смелых гипотез и разрабатывать более универсальные и уникальные продукты на основе накопленной базы знаний и умения рисковать. Опыт известных компаний подтверждает — благодаря нескольким успешным запускам окупаются десятки провальных экспериментов.

При проектировании бизнес-процессов необходимо учитывать возможные ошибки и создавать механизм для их анализа и устранения. Провал, который ожидается, не становится катастрофой. Руководитель должен донести до подчиненных, что ошибки случаются у всех. Главное, чтобы они становились инструментами роста. А вот если о провале умолчать, проблема может усугубиться.

Внедрение культуры ошибок

Пример успешного внедрения культуры ошибок — американская компания Amazon, основатель которой ввел в трудовой процесс механизм исправления недостатков. Его суть: каждый неприбыльный или провальный проект сотрудники сопровождают специальным документом под названием «Correction of errors». В переводе с английского — «Исправление ошибок». Разбор недочетов позволяет исключать их в будущем.

В 2014 году Amazon начала продажи смартфона Fire. Гаджет оказался провальным и принес убытки компании в размере 170 000 000 $. Руководство не зациклилось на миллионах, которые потратились впустую, а провело разбор ошибок и переключило внимание на другие продукты. Одним из них стала «умная» колонка Echo с поддержкой голосового помощника Alexa. Первое устройство появилось на рынке в том же 2014 году. И с тех пор ее продажи по всему миру только увеличиваются. Например, в 2022 году Amazon реализовала 82 миллиона таких колонок.

Внедрение культуры ошибок

Чтобы сформировать культуру ошибок в компании, руководителю необходимо:

  1. Обсуждать с подчиненными неудачи и их пользу для обучения. Для демонстрации открытости делиться своими ошибками. Не назначать виноватых, а искать причины возникновения проблемы. Их понимание исключит повторение провалов в дальнейшем.

  2. Обучать персонал практикам управления рисками и умению правильно реагировать на ошибки. Разрабатывать менторские программы, чтобы сотрудники делились опытом с коллегами.

  3. Добиваться прозрачности в коммуникации, что позволит членам команды свободно обсуждать свои промахи. Вести диалог в режиме реального времени для более быстрого реагирования на появление проблем.

  4. Поощрять подчиненных, чтобы они проявляли инициативу, тестировали новые идеи и проводили эксперименты, даже если рискуют совершить ошибки.

  5. Регулярно анализировать провалы в проектах компании. Формировать базу документации, которая позволит сохранить опыт и использовать усвоенные уроки в будущих проектах.

Вывод

Культуре ошибок отводится важная роль в развитии и достижении успеха современных компаний. Благодаря проведению разбора и анализу неудач руководство организаций избегает подобных проблем в будущем.

Однако ошибки двигают компанию вперед и повышают ее эффективность только в том случае, если становятся частью бизнеса и тщательно прорабатываются. Систематические провалы — это свидетельство не налаженного процесса проверки гипотез, а банальной непродуктивности.