Коммерческий директор отвечает за рост конверсий и продаж. Задача этого топ-менеджера — делать все, чтобы компания зарабатывала больше. Из статьи вы узнаете, какие обязанности и функционал есть у такого управленца и как он взаимодействует с финансовой службой бизнеса.
Chief commercial officer, или CCO — это топ-менеджер, благодаря работе которого растет выручка и прибыль компании.
Описание основных обязанностей коммерческого директора:
Анализ текущей работы предприятия — открывает перспективы для увеличения прибыли, роста производительности труда, достижения поставленных целей.
Управление продажами — разрабатывает планы и контролирует подчиненных, которым предстоит их выполнять.
Формирование стратегии развития компании — выстраивает трудовой процесс таким образом, чтобы обеспечивать рост прибыли и сокращение расходов.
Это краткий список стандартных обязанностей коммерческого директора. В целом, задачи, которые стоят перед топ-менеджером, зависят от требований конкретного бизнеса и могут варьироваться.
Такие управленцы работают не только в корпорациях, но могут быть и у ИП. Коммерческого директора нанимают при значительном увеличении оборотов бизнеса для контроля каналов продаж и маркетинга.
CCO руководит подразделениями компании, сотрудники которых напрямую работают над ростом выручки и прибыли — отделами маркетинга, продаж и закупок.
Перед коммерческим директором стоят следующие задачи:
установка целей и KPI для каждого направления;
организация летучек;
анализ показателей эффективности;
согласование бюджета;
координация взаимодействия между отделами.
Обычно отдел состоит из бухгалтера и финдира, но при необходимости в подразделении может быть больше сотрудников. Они предоставляют информацию, на основе которой топ-менеджер:
планирует бюджет;
анализирует и корректирует цены;
разрабатывает маркетинговые стратегии.
Коммерческий директор ставит перед финансовой службой следующие функциональные задачи:
поиск ресурсов для развития компании;
оценка рентабельности идей;
анализ влияния тех или иных действий на выручку и прибыль компании.
Между этими управленцами много общего, однако есть и разница. Рассмотрим, как отличаются их роли:
Генеральный директор. Собственник компании доверил этому топ-менеджеру свой бизнес. Значит, зона ответственности генерального директора — стратегические решения и руководство предприятием. Собственник является прямым начальником генерального. А этот управленец руководит всеми топ-менеджерами компании, в том числе коммерческим директором. Он должен подчиняться генеральному и нести ответственность перед ним за выручку и прибыль.
Финансовый директор. Зона ответственности этого топ-менеджера — материальная отчетность. Он должен управлять рисками и заниматься планированием бюджета. В отличие от финансового директора, коммерческий является практиком. После получения информации о состоянии бизнеса от финдира он старается повлиять на экономические показатели.
Исполнительный директор. Задача этого руководителя — контролировать кадры, в том числе их текучку, превращать решения и планы в реальные действия. Именно ему подчиняются топ-менеджеры компаний, в которых отсутствует должность генерального управленца. Исполнительный и коммерческий директора согласовывают цели, оптимизируют процессы и работают над увеличением прибыли. Но первый из них — главный. В его управлении вся компания, а не только маркетинг, продажи и закупки.
Управленец должен обладать следующими навыками:
Профессиональные:
Умение выстраивать стратегию продаж и маркетинга на рынке: поиск потенциальных клиентов и составление их портрета.
Управление отделом: постановка планов продаж и контроль их выполнения, увеличение среднего чека и конверсии.
Оптимизация бизнес-процессов: исключение дублирования функций сотрудников.
Определение KPI и разработка системы оплаты труда: обеспечение прозрачности мотивации менеджеров и ее привязанности к результатам работы.
Понимание рынка кадров и умение выбирать эффективных сотрудников
Управление оборачиваемостью и условиями продажи с целью исключения заморозки бюджета и кассовых разрывов.
Понимание финансового учета: оценка выручки и расходов компания для получения чистой прибыли.
Ведение переговоров с клиентами, поставщиками и подрядчиками.
Личностные:
Работа с разными направлениями бизнеса в режиме многозадачности.
Знания в области маркетинга и рекламы, которые помогут приводить клиентов и рационально расходовать бюджет.
Высокая стрессоустойчивость, благодаря чему руководитель сможет выслушивать членов коллектива и не поддаваться эмоциям.
Умение убеждать и вести за собой — мотивация, постановка задач и поиск правильных слов для подчиненных.
Оклад топ-менеджера зависит от региона, перечня задач, опыта, полномочий и уровня компании. Согласно данным hh.ru, в первом квартале 2025 года более 70% организаций предлагали коммерческим директорам зарплаты от 45 000 до 145 000 рублей, а в некоторых случаях минимальные суммы превышали 245 000 и даже 500 000 рублей.
Коммерческий директор — это управленец, который несет ответственность за рост выручки и прибыли бизнеса. Он находится в подчинении генерального директора либо собственника бизнеса и руководит отделами маркетинга, продаж и закупок.
Коммерческий директор тесно сотрудничает с финансовой службой компании, которая помогает ему планировать бюджет, сокращать расходы, корректировать цены и прогнозировать доходы. Этот топ-менеджер выстраивает стратегию продаж, ставит задачи подчиненным, управляет оборачиваемостью, влияет на экономические показатели и ведет переговоры с партнерами и клиентами.