У большинства людей при слове «харассмент» возникает ассоциация с сексуальными домогательствами и неуместным вниманием. Это связано с новостями, которые чаще всего попадают в наше инфополе и получают общественный резонанс — как правило, это истории о насилии, приставаниях и преследовании. При этом жертвой харассмента может стать любой человек вне зависимости от пола — по данным Международной организации труда, подобный негативный опыт на работе имели 17,3% мужчин и 18,6% женщин.
В английском языке за словом harassment кроется широкий диапазон форм насилия — не только физического, но и эмоционального. Это может быть манипулирование, газлайтинг, травля и другие формы психологического унижения. Разберемся, что включает в себя это понятие, как распознать агрессора и что делать с харассментом в профессиональной среде — и жертве, и работодателю.
Волна обсуждения темы насилия и самого термина «харассмент» возникла после громкого судебного разбирательства по делу Харви Вайнштейна. С 2017 года более 80 женщин заявили о случаях сексуальных домогательств со стороны голливудского продюсера, что легло в основу движения #metoo. Кампания позволила сотням жертв поделиться историями о пережитом насилии, и вскоре эта проблема получила широкий резонанс.
Психология харассмента растет из патриархальных устоев, согласно которым власть находится в руках того, кто сильнее. Так, зачастую жертвы насилия осознанно не обращаются за помощью: они не верят, что закон встанет на их сторону, особенно если агрессор — влиятельный человек.
Показательна история обвинений журналисток в адрес депутата Госдумы Леонида Слуцкого. Одна из них, телепродюсер, утверждала, что политик соглашался принять участие в съемке только при условии, что она с ним поужинает: «Когда он пришел на эфир, то пытался поцеловать меня в губы и потрогать за ягодицы». Несмотря на обвинения, органы не нашли нарушений в действиях депутата, а историю быстро замяли.
Современные работодатели тратят массу усилий на создание привлекательного образа компании. Они строят атмосферу взаимоуважения в коллективе, внедряют систему мотивации сотрудников, разрабатывают корпоративный этический кодекс. Но хватит и одного обвинения в харассменте, чтобы имидж организации серьезно пострадал.
Если работник столкнется с психологическим или физическим насилием, он может придать дело огласке и выдвинуть официальные обвинения.
Последствия харассмента для компании можно разделить на три категории.
Как правило, случаи притеснения не бывают единичными. Если руководство не принимает меры, агрессора ничто не сдерживает от дальнейших действий.
Самая большая ошибка, которую может допустить начальство в этой ситуации — проигнорировать жалобу жертвы. Впоследствии это скажется не только на пострадавшем сотруднике, но и на всей команде: если коллеги узнают о случившемся, они почувствуют себя незащищенными. Работодатель потеряет и доверие, и уважение подчиненных.
Таким образом, харассмент напрямую влияет на мотивацию и моральное состояние коллектива: сотрудник, который ощущает страх и незащищенность, не будет работать эффективно. А если жертва не предает случившееся огласке, становится только хуже — ситуация с насилием и агрессией может повториться.
Прямое следствие плохого эмоционального фона коллектива — высокая текучка. Вряд ли сотрудник надолго останется в компании, в которой он подвергся домогательствам, психологическому или физическому насилию.
Если о случившемся узнают коллеги, это спровоцирует массовые увольнения или серьезную конфронтацию коллектива с руководством, что может получить огласку за пределами организации. Чтобы предотвратить это, начальство должно сделать все для урегулирования конфликта. Необходимо наказать агрессора, поддержать жертву и провести профилактический тренинг для повышения осведомленности о проблеме харассмента.
Найти замену нескольким уволившимся сотрудникам несложно, но постоянная текучка кадров обернется для компании крупными финансовыми сложностями. Найм новичков требует затрат на рекрутинг и первые месяцы работы специалиста, когда он осваивается и только наращивает свою эффективность.
Комиссия США по равным возможностям при трудоустройстве называет харассментом такую рабочую обстановку, которая является объективно устрашающей, враждебной или оскорбительной для находящихся в ней людей. Сюда не относятся мелкие обиды, недомолвки и личная неприязнь.
Большинство компаний не запрещают романы между коллегами, но здесь есть нюанс. Когда руководитель проявляет знаки внимания к подчиненному, их отношения часто не воспринимаются обеими сторонами как равные. Сотрудник с более низким статусом может согласиться на ухаживания только из страха за свое положение, из-за чего окажется втянутым в нежелательную связь.
По этой причине некоторые организации строго регламентируют или и вовсе запрещают любые романы в коллективе. Например, в 2019 году McDonald's уволили исполнительного директора Стива Истербрука за отношения с одной из сотрудниц, а в 2018-м своей должности лишился гендиректор Intel Брайан Кржанич.
Харассмент почти всегда системен. Если за отказом выпить кофе следуют более навязчивые предложения или даже угрозы — это домогательство.
В корпоративном регламенте компании Meta (признана экстремистской и запрещена в РФ) сказано, что если приглашение коллеги на свидание не привело к самому свиданию, не нужно продолжать ухаживания.
Тем не менее, даже единичный инцидент можно считать харассментом. Примеры таких случаев:
Харассмент угрожает не только сотрудникам, но и самой компании. Имидж, репутация и теплая атмосфера — все это может рухнуть из-за неприемлемого поведения одного человека. Даже если правила отношений в коллективе закреплены в корпоративном уставе, это не гарантирует их выполнения. Поэтому руководителям нужно знать, как не допустить опасных ситуаций и что делать, если прецедент уже случился.
Методики сбора мнений и отзывов от коллектива направлены на профессиональное развитие команды. Однако они могут быть полезны и в вопросе харассмента — людям проще делиться тяжелыми историями анонимно. Если результаты опроса показали, что кто-то сталкивается с насилием — нужно немедленно решать проблему.
Все сотрудники должны знать границы допустимого поведения. Пригласите специалиста, который проведет тренинги и научит распознавать харассмент. Скажите прямо, что вы готовы выслушать жалобы, наказать агрессора и занять сторону жертвы. Хорошие отношения с руководством уберегут команду от внутренних конфликтов и повысят у сотрудников чувство безопасности.
Насколько теплыми бы ни были отношения между руководителем и подчиненным, последнему может быть сложно поделиться подробностями произошедшего. Правильное решение — пригласить в штат компании специалиста по персоналу или психолога, который станет доверенным лицом в решении внутренних конфликтов и сможет справиться со случаями притеснения.
Например, в одном из интервью представитель «Мегафона» рассказал о своей практике борьбы с харассментом. Руководители этой компании обучены порядку действий в подобных ситуациях, также в организации работает анонимная служба доверия.
Лучший способ избежать харассмента в коллективе — принимать регулярные превентивные меры: повышать осведомленность о проблеме, выстраивать доверительные отношения и поддерживать культуру открытости.
Тем не менее, даже самая прогрессивная HR-стратегия не сможет выявить мотивы всех сотрудников компании. Эту задачу помогут решить современные IT-решения. Они анализируют действия пользователей и позволяют предотвратить опасные инциденты, связанные, в том числе, с харассментом.
В этом особенно помогает кейлоггер — отслеживание всех нажатий на клавиатуре. Вы можете заранее ввести набор «тревожных» слов: секрет, свидание, пристать, трогать, домогаться и подобные. Как только сотрудник напишет коллеге что-то неподобающее — программа автоматически сделает скриншот и выделит этот инцидент в ежедневном отчете.
Харассмент на работе — серьезная проблема, с которой может столкнуться любая организация. Игнорирование случаев домогательств и насилия грозит компании большими потерями — как финансовыми, так и репутационными. Повышение осведомленности сотрудников и атмосфера доверия в коллективе позволят заранее распознать харассмент и помочь жертве, если инцидент уже произошел.