Как понять, что сотрудник хочет уйти? Главный совет - анализировать настроения в коллективе. Психологические наблюдения за личностным поведением стоит совместить с более конкретной деятельностью. Это могут быть анкеты, тесты, опросы с целью узнать, что не устраивает сотрудников и что нужно изменить. Правда, здесь тоже не стоит рассчитывать на откровенность. Сотрудники могут не раскрывать своих истинных намерений, сомневаться в том, что это не испортит отношения с коллективом и начальством, а пожелания будут учтены. Можно также периодически мониторить крупные сайты поиска работы на предмет обновления резюме ваших сотрудников.
Более полную картину событий дадут специальные программы. Например, с помощью системы мониторинга работы персонала и контроля рабочих мест ИНСАЙДЕР вы сможете отслеживать, какие сайты посещал сотрудник, что он писал в разных программах и почте, насколько продуктивно работал. Эти данные уже позволяют сделать некоторые выводы.
Если увольнения в коллективе становятся массовыми, необходимо выяснить, в чем причина. Это может быть банальное желание перемен в жизни, уход вслед за другом-коллегой. Но, скорее всего, причины гораздо сложнее. По статистике, россиян не устраивает, что происходит в жизни здесь и сейчас:
54,5% – низкая оплата труда. Вместе с профессиональным ростом груз ответственности увеличивается, а зарплата не меняется. Или только-только пришедшие сотрудники получают большее денежное поощрение, чем «старички», которые остаются недовольны этим и теряют мотивацию.
37,5% – нет карьерного роста и перспектив. Когда сотрудник достигает карьерного потолка, появляется желание уйти. Работа надоедает и вызывает чувство безысходности, апатию, когда начальник не поощряет отличные результаты труда и не замечает профессиональный рост.
32,4% – работа перестала доставлять удовольствие. Самые способные специалисты ищут не только достойное финансовое вознаграждение за труд, но и возможность реализовать себя, развиваться и повышать квалификацию, участвовать в интересных проектах. Если они не находят это на своем рабочем месте, то ищут другие компании для самореализации.
20% – чрезмерная или недостаточная загруженность. Особо усердные сотрудники без жалоб работают за двоих или троих. Пока не выгорают. Перегрузки вредны и приводят к хронической усталости, депрессии и даже желанию сменить сферу деятельности.
17,8% – конфликты с начальством. В случае возникновения проблем, работник надеется получить поддержку и помощь руководителя. В противном случае у сотрудника остается неприятный осадок, возникает обида, которая может стать катализатором увольнения.
10,6% – нездоровая атмосфера в коллективе. Постоянные конфликты и столкновения интересов, интриги, сплетни и кляузничество мешают продуктивной работе. Из-за этого возникает желание сменить коллектив на более доброжелательный.
Помните! Специалист, уверенный в своей востребованности на рынке труда не будет ждать перемен, а сам изменит ситуацию.
На первых порах это может быть тихий бунт, молчаливое недовольство отдельных участников команды некоторыми ситуациями. Следующий уровень – язвительный «шепоток» за спиной. Это неприятно. Более того, такое поведение заразительно. Незаметно эпидемия язвительности может охватить весь коллектив. Но заметить явные сигналы неблагополучного климата в офисе и отследить настроения сотрудника сменить место вполне реально.
Признаки такие:
не концентрируется на задачах;
не заинтересован в долгосрочных проектах;
ни на минуту не задерживается на рабочем месте, начинает много опаздывать;
чаще обычного берет больничные;
не стремится получить похвалу от руководства;
выполняет минимальное количество обязанностей;
сокращает до минимума общение с коллегами, клиентами;
демотивирован, не сосредоточен и не заинтересован в результате;
часто отлучается по срочным делам, покидает рабочее место для разговора без свидетелей;
позволяет себе открыто критиковать организацию рабочего процесса и руководство.
Эти моменты не могут гарантированно указать на желание сменить рабочее место. Но при их обнаружении необходимо как можно скорее поговорить с работником о его планах и выяснить, действительно ли он желает уйти из организации.
Основная идея ИНСАЙДЕР – помочь сохранить команду. А не осуществлять контроль ради контроля. ПО работает на опережение – анализирует настроения в коллективе до того, как произойдет «коллапс». Имея на руках статистику руководитель или HR-менеджер могут вызвать сотрудника для разговора «с глазу на глаз». Обсудить цели, причину недовольств и сделать все, чтобы не оказаться в ситуации, когда ценный сотрудник покидает компанию.