Чтобы компания достигала своих целей, руководителю важно правильно ставить задачи, грамотно выстраивать систему мотивации, равномерно распределять обязанности и ответственность между сотрудниками. От этого зависит эффективность работы персонала и прибыль организации. Однако много зависит от психологического состояния людей, которые работают в компании. В статье мы расскажем, почему важно уделять внимание ментальному здоровью сотрудников и как это сделать.
Во времена, когда события невозможно спрогнозировать, в обществе и экономике постоянно происходят кризисы, поступает много волнующей и противоречивой информации, повышается когнитивная нагрузка. Все люди тревожатся, переживают и боятся за будущее.
Находясь в продолжительном стрессе, человек ощущает хроническую усталость и выгорает. У него возникает депрессия, появляется апатия и уменьшается продуктивность. Это может выражаться в умышленном неисполнении своих обязанностей, прогулах, конфликтах в коллективе, внезапных увольнениях из компании целыми командами.
В таких условиях организация не может стабильно функционировать и планомерно развиваться. Увеличивается текучесть кадров.
Сформировать положительный бренд организации в данных обстоятельствах невозможно. Именно поэтому важно оказать сотрудникам грамотную психологическую поддержку в это сложное время. Работа в коллективе с благоприятным психологическим климатом может стать опорой для людей и повысить продуктивность.
Рассмотрим несколько способов создания комфортной атмосферы в коллективе и снижения уровня стресса в период широкомасштабных изменений в социальной сфере, экономике и политике.
Избегайте распространения в офисе негативных новостей о событиях, которые происходят в обществе, экономической и политической сфере. Такая информация запускает череду отрицательных эмоций, уже испытанных человеком из-за конкретных событий. Плохие новости ухудшают психологическое и физическое состояние работника. Это неблагоприятно сказывается на его трудоспособности.
Аффективная память способна вернуть негативные ощущения и эмоции из прошлого — гнев, шок, раздражительность, напряженность, беспокойство, страх и т. д. Человек зачастую чувствует себя беспомощным, испуганным, раздраженным, опустошенным или подавленным.
Из-за этого ухудшается физическое состояние — появляется слабость и постоянная усталость, пропадает интерес к рабочим обязанностям, развиваются соматические и психические нарушения. В таком состоянии невозможно думать о профессиональном развитии и повышении эффективности.
Позитивными информационными поводами могут быть:
Новости, связанные с активностями. Благодаря обсуждению мероприятий, которые руководство проводит для сотрудников, люди будут чувствовать, что компания заботится о них.
Достижения и успехи организации. Обсуждение побед предприятия позволяет работникам чувствовать уверенность в стабильности компании.
Позитивные новшества. Это может быть сокращение рабочего дня на один-два часа в пятницу или удаленная работа один раз в неделю. Такое решение способствует повышению лояльности сотрудников и усилению HR-бренда.
Для использования зрительного, слухового и логического канала восприятия можно освещать информационные поводы при помощи различных средств — текстов, видеоматериалов, схем.
Такими мероприятиями могут стать:
Групповые соревнования. К примеру, интеллектуальные турниры между отделами или командами, в ходе которых решаются логические задачи, развивается творческое мышление. Кроме того, отделы могут посоревноваться в креативности и общими усилиями создать картину или инсталляцию. Тему можно выбрать любую «Образ подразделения», «Наш выходной», «Наша цель», «Мы до начала рабочего дня», «Мы во время работы», «Мы после рабочего дня» и т. д. Потом все участники голосуют за лучшую работу. Выигравшие отделы получают символические презенты.
Индивидуальные творческие конкурсы. К примеру, конкурс «Ассоциации», в котором сначала работники создают картину, которая связана с кем-то из коллег, а потом — угадывают, кто изображен. Выигрывают те, кто дал больше правильных ответов. Необходимо установить правила изображения ассоциаций, чтобы не вызвать обиду.
Совместные выезды на экскурсии. Такие мероприятия могут включать активное времяпрепровождение, квесты, отдых на природе, спортивные мероприятия, творческие мастер-классы — интуитивное рисование, создание парфюмерной композиции, приготовление пряников и т. д.
Тематические дни. К примеру, можно устраивать цветные пятницы, когда нужно надевать одежду или аксессуары выбранного цвета. Или провести день яблока/банана/клубники — организация угощает работников в определенный день недели выбранным фруктом.
Создание корпоративных артефактов. Общими усилиями сотрудники изготавливают изделия, которые будут поставлены в офисе. К примеру, талисман на перевыполнение плановых показателей, фильм, сниматься в котором будут сотрудники организации, прозрачная копилка в форме коробки «Везунчик года», которую можно разыграть на новогоднем корпоративе.
Лотереи. Чтобы участвовать в розыгрышах, работники компании должны будут выполнить определенные условия. Это может быть помощь коллеге, решение дополнительных задач, участие в семинарах или обучение новых специалистов. Главное, чтобы любой сотрудник мог выполнить условия участия в лотереи.
В то время, когда обстановка накалена во всем мире, появляется большое количество слухов, сплетен и разговоров о вероятных негативных последствиях для организации.
Во избежание обсуждения подобной информации, нужно вовремя реагировать на это при помощи следующих мер:
Проведение освещающих, поддерживающих бесед с сотрудниками, распространяющими негативную информацию в коллективе.
Официальные рассылки с мнением работодателя по актуальным темам. Это поможет развеять слухи о планируемом массовом сокращении, снижении зарплаты, проблемах с выплатами. В подобных рассылках необходимо однозначно формулировать информацию, чтобы ее нельзя было двояко интерпретировать.
Привлечение корпоративного психолога для консультирования по определенной ситуации.
Мероприятия по поддержке психологического состояния сотрудников непременно помогут достичь результата в виде повышения продуктивности персонала, появления новых идей и достижения целей организации.
Чтобы своевременно выявить ухудшение психологического состояния подчиненных, руководителям стоит использовать программу мониторинга и оценки эффективности работы сотрудников, например, ИНСАЙДЕР.