Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Как не стоит вести себя в рабочих чатах

#Для сотрудника
Мемы с капибарами после рабочего дня, личные перебранки у всех на виду, загадочные уведомления «Сообщение удалено» и другие способы вызвать раздражение у коллег. Ознакомьтесь с подборкой таких «грехов» и проанализируйте как свое поведение, так и манеры собеседников в корпоративных чатах.

Разбивка мысли на отдельные сообщения

Не

надо

так

делать.

Разделение мыслей на несколько сообщений возглавляет список самых неприятных привычек коллег. Массированный поток уведомлений из одного диалога раздражает, а бесконечная вибрация браслета или смарт-часов добавляет определенную изюминку. Приходится ждать, пока «Маяковский» закончит свою мысль, а затем собирать воедино смысл этой «лесенки».

Вдобавок с каждым новым уведомлением геометрически растут интрига и беспокойство. Когда чат внезапно разрывается от 10–15 сообщений с интервалом в пару секунд, то в голову сразу приходит мысль о какой-нибудь катастрофе. Но уже после первой волны легкой паники и нервного листания беседы становится понятно, что причина в коллеге, который не чтит этикет деловой переписки.

Голосовые сообщения

Все мы любим послушать голосовые сообщения в рабочем чате (нет). На самом деле не стоит их отправлять без уважительной причины. Особенно раздражает, когда внезапно кидают пачку коротких аудиозаписей и просят выразить мнение об их занимательном содержании.

Как не стоит вести себя в рабочих чатах

Почему не следует так делать:

  • аудиозапись сложнее проанализировать, извлечь нужные сведения и потом сослаться на нее;
  • не получится найти сообщение через поиск в чате;
  • часто бывает неудобно слушать «голосовое», особенно без наушников;
  • не все коллеги умеют четко и ясно излагать вслух свои мысли.

Единственное, что может смягчить общественный приговор отправителю — если ему нужно передать срочную информацию, а набрать текст нет никакой возможности.

Все это касается и внезапных звонков в мессенджере. Если общение по работе происходит в чате, то этикет требует предупреждать о вызове. Однако многие до сих пор считают, что «проще на минутку набрать человечка и порешать вопросики».

Стремление пообщаться в нерабочее время

Некоторые коллеги от скуки по ночам или в выходные дни отправляют в рабочие чаты смешные картинки, репосты новостей, мемы и прочий развлекательный контент. Аргументы о том, что здесь всему этому не место, часто игнорируются, ведь человек «просто делится позитивом».

Активность в корпоративном чате во время законного отдыха вызывает логичную неприязнь. Однако некоторые весельчаки продолжают попытки поднять настроение коллегам и в рабочие часы. Обсуждение актуальных политических новостей, обмен стикерами и рецептами домашней выпечки свидетельствуют об отсутствии у сотрудников умения различать личное и профессиональное пространство.

Личные разговоры в групповых чатах

Разговоры один на один в общем чате раздражают остальных его участников. Постоянные уведомления и ощущение, что вы здесь третий лишний, добавляют дискомфорта. Настоящее бинго, когда два человека не дискутируют о работе, а выясняют отношения между собой или «перемывают косточки» коллегам.

Правила ведения рабочих чатов

То же касается и руководителей, которые вопреки нормам деловой этики публично критикуют подчиненных в беседах. Это деморализует людей и нередко становится причиной увольнения.

Особо токсичные личности намеренно отмечают в чате неугодных и начинают во всеуслышание их отчитывать. Такое поведение усугубляет атмосферу в коллективе и психологически ломает человека, оно абсолютно неприемлемо.

Тегание всех подряд

Эта манера перекочевала в чаты из общения по электронной почте. В былые времена всех без разбора ставили в копию, даже ночного сторожа с дворником, теперь же их тегают через «собачку» @.

Когда стажер-дизайнер хочет посоветоваться по поводу цвета макета и отмечает с этой проблемой в чате буквально всех, от управляющего до бухгалтера, то это отвлекает и раздражает людей. Не стоит дергать коллег, к которым напрямую не относится вопрос или новость. 

Ненужный информационный шум засоряет уведомления. Если такое регулярно происходит, то имеет смысл обсудить с коллегами нормы деловой переписки.

Обратная ситуация, когда адресный одинокий тег становится катализатором бурной активности всех непричастных, что тоже не вызывает положительных эмоций. Задают вопрос отдельному человеку, а коллеги устраивают симпозиум и начинается общий мозговой штурм с закидыванием гипотезами и озарениями.

Как не стоит вести себя в чате с коллегами

Грамматические ошибки

Дело даже не в очепятках и нарушении незыблемых правил орфографии великого и могучего. Если запутаться в «ться/тся», оборотах по типу «подъезжая к станции, у меня слетела шляпа» или употребить «ИХНИЙ», то это может вызвать негодование соседей по чату, однако работе подобное безобразие не помешает. Хуже всего, когда из-за ошибок искажается суть сообщения.

Иногда мысль настолько криво сформулирована, что становится трудно разгадать посыл собеседника. Крылатое выражение «Казнить нельзя помиловать» наглядно демонстрирует такую ситуацию. Все это может привести к путанице и серьезным проблемам. В итоге коллегам приходится уточнять информацию, что отнимает время и мешает рабочему процессу.

Если не знаешь, что делать — создавай новый чат

Некоторые участники крупных команд понимают выражение «Разделяй и властвуй» буквально и начинают плодить чаты на любой чих. Появление сотни-другой микробесед не улучшит продуктивность в компании, а лишь приведет к путанице. Через определенное время сотрудники перестают ориентироваться в этой мультивселенной и забывают, в каком чате скрывается нужная информация. Новичкам в такой ситуации особенно не позавидуешь.

Однако ряд эффективных менеджеров считают множество рабочих чатов нормальным веянием современности. Если участники соблюдают правила цифровой гигиены и этикета общения, то можно избегать информационного мусора и легко лавировать между беседами.

Капслок и акценты не к месту

Использование множества !!!!!! и ???? знаков, многоточий и выделение текста негативно воспринимается в деловой переписке…

Правила чата с коллегами

Это создает у сотрудника ощущение, что собеседник сомневается в его умственных способностях и подсвечивает КАПСЛОКОМ или курсивом особо сложные для понимания места.

Еще такая манера переписываться отдает излишней эмоциональностью, будто отправитель кричит, хватает вас за грудки и требует срочно что-то сделать.

«Сообщение удалено»

Подобное уведомление в чате способно заинтересовать не только представителей спецслужб, но и всех работников. Оно заставляет людей недоумевать и гадать, что же там такого написали, было ли это просто чьей-то ошибкой и кому предназначалось таинственное сообщение.

Отсутствие контекста

Хоть краткость и родственница таланта, однако контекст важен для понимания сообщений. Когда в общем чате внезапно всплывает абстрактное «все готово», то это вызывает вопросы у коллег и создает ощущение, что их не посвятили в какой-то важный план. Человеку непонятно, к чему и кому относится сообщение, как ему в принципе поступить: проигнорировать или докопаться до истины.

Особенно сбивает с толку, когда текст без каких-либо комментариев просто пересылают из другой переписки. Лаконичный собеседник будто говорит: «Вот вам месседж, а дальше сами разбирайтесь».

Заключение

Рабочий чат — публичное место, где нужно соблюдать этику делового общения и уважать своих собеседников. Если играть по правилам, то это повысит продуктивность команды и улучшит атмосферу в коллективе. Запомните вредные привычки общения в деловых чатах, деликатно вразумляйте коллег и старайтесь не допускать подобного со своей стороны.