IT-бренд — это образ, который представляют сотрудники и кандидаты, когда думают о вашей компании как о месте работы тестировщиков, аналитиков и прочих специалистов. Сильный имидж повышает популярность организации и вместе с тем обеспечивает большое количество откликов на вакансию.
Компании без IT-бренда вынуждены увеличивать расходы на поиск и привлечение специалистов, ведь им приходится:
Бывает и так, что бренд формируется стихийно, без специального участия компании. И это не всегда хорошая тенденция. К примеру, у работодателя может сложиться сомнительная репутация из-за того, что бывшие сотрудники или недовольные клиенты оставили негативные отзывы.
С таким бэкграундом будет сложно искать специалистов. Для привлечения новых сотрудников придется повышать расходы на зарплаты и подбор персонала.
Простой пример. У работодателя есть официальный сайт, а вот карьерной страницы или специального раздела с вакансиями нет. Соцсети компания не ведет, а единственное, что указано в объявлении на hh.ru — это перечень стандартных преимуществ: социальный пакет, стабильность и интересные задачи.
Соискатель хочет узнать побольше о работодателе, поэтому ищет отзывы в сети. На специализированных сайтах, вроде «Отзовик.ру», он находит комментарий: «Среди требований в вакансии была отмечена инициативность, но в действительности любое мое начинание пресекалось начальством». После прочтения подобного отзыва, амбициозный кандидат вряд ли захочет откликнуться на вакансию. И не важно, что комментарий был всего один, а оставил его обиженный подчиненный.
Многие компании в вакансиях вообще никак не знакомят кандидата со своей организацией. Но не следует забывать, что соискатели просматривают множество предложений, поэтому очень важно сделать свое объявление запоминающимся.
Когда кандидат знает о компании или слышал о ней, то это и есть показатель хорошего IT-бренда. Чаще всего у человека уже сложилось положительное представление о работодателе, поэтому он с бóльшей вероятностью откликнется на вакансию.
Часто специалисты, которые рассматривают компании с сильным IT-брендом, соглашаются на меньшую зарплату. В таких случаях престиж и имя организации гораздо ценнее материального фактора. Например, человек ищет позицию джуниор-разработчика, и его позвал работодатель, с которым он сотрудничал ранее. Соискатель уже знает компанию и готов согласиться на зарплату, тысяч на 20 меньше, чем ему предложили бы в новых организациях.
Чтобы понять, как у вас обстоят дела с IT-брендом, предпримите следующие шаги:
Устройте опрос среди сотрудников. Компании с сильным IT-брендом не ощущают недостатка в кандидатах. Если же стабильного потока нет, то рекрутеры вынуждены самостоятельно мониторить рынок в поисках специалистов. Чтобы понять, какой у вас бренд, отследите количество откликов и спросите кандидатов, как они узнали о вакансиях в вашу компанию.
Если человек просто ответил на запрос рекрутера, то, скорее всего, IT-бренд отсутствует. Другой вариант — кандидат прислал резюме по совету друга, но больше нигде не нашел информации о вашей компании. В такой ситуации можно быть уверенным, что бренд есть, но он существует лишь внутри коллектива, а это значит, что нужно развивать его шире.
Проведите анализ описания вакансий. Кандидат, который читает объявление, должен понимать, чем ваша организация выделяется среди конкурентов. Если соискателю нравятся заявленные ценности и принципы в работе с продуктом и он готов разделять такой подход — это и есть бренд компании. А когда человек изучил множество объявлений и даже не вспомнил о вашей вакансии, потому что описание было похоже на десятки подобных, то об имидже здесь речи не идет.
Проверьте каналы коммуникации. Прежде чем сделать выбор, многие соискатели в сфере IT хотят получше изучить будущего работодателя. Кандидаты ищут, что о себе пишет компания или как общается с аудиторией. Именно поэтому важно использовать все возможные каналы — блоги, социальные сети и группы в мессенджерах. Для компании это отличный способ рассказать о своих ценностях, познакомить людей с корпоративной культурой и обозначить Tone of Voice бренда.
Если о такой коммуникации людям ничего не известно, скорее всего ее и нет. А, значит, и IT-бренд тоже отсутствует. Для создания сильного имиджа необходимо работать над Tone of Voice, публиковать инфоповоды и тем самым привлекать аудиторию и потенциальных сотрудников.
Предлагаем подробный план по разработке собственного бренда.
Разработку бренда следует начать с анализа приоритетов соискателей. Часто ожидания специалистов задают тренды в IT-рекрутинге. Так что если компания готова закрыть большинство потребностей айтишников, она с высокой вероятностью привлечет необходимых сотрудников.
К примеру, сейчас для мужчин актуален удаленный формат работы из-за рубежа. Вакансия с уютными офисами и бесплатным угощением к чаю вряд ли окажется для них востребованной. Но если компания напишет, что готова оказывать помощь с релокацией, соискателей станет больше.
Российская консалтинговая компания «ЭКОПСИ» провела опрос среди 16 тысяч IT-специалистов и выяснила главные потребности потенциальных работников данной сферы. В топ три ответа вошли такие критерии, как:
Качество продуктов и услуг компании. Оказалось, что для айтишников важно разрабатывать нечто уникальное и нужное. И хоть у всех работодателей свой «полезный продукт», необходимо, чтобы он соответствовал запросам целевой аудитории и выгодно выделялся среди конкурентов. Именно поэтому компании с сильным брендом постоянно рассказывают о том, что они создают.
Схожие ценности компании и соискателя. У каждой организации своя культура и приоритеты. Поэтому важно, чтобы они были близки потенциальному работнику. К примеру, провайдеры ценят стабильность и сосредоточенность. Им необходимо, чтобы программы работали без ошибок, ведь от этого зависит бесперебойное подключение миллионов клиентов.
В продуктовом бизнесе наоборот — в приоритете новаторство и постоянные эксперименты. Здесь не нужно бояться ошибок в поисках нестандартных решений. Будущие сотрудники должны понимать нюансы работ и разделять принципы компании.
Профессиональная среда. IT-специалисты предпочитают работать с экспертами в своей области. Коллеги с высокой квалификацией станут для них ценным источником опыта и отличной средой для профессионального развития.
В исследовании также отмечено, что при поиске работы IT-специалисты все меньше внимания уделяют уровню зарплат: данный критерий занимает лишь девятую строчку. А требование соцпакета и вовсе опустилось на 35-ую позицию в рейтинге приоритетных запросов.
Каждый работодатель должен ответить для себя на ряд вопросов: чем он отличается от конкурентов, какой продукт создает и в чем его польза, что объединяет сотрудников компании.
После этого необходимо провести опрос среди подчиненных. Например, можно узнать, что побуждает их приходить на работу каждый день или какие изменения они бы внесли в трудовые процессы. Сотрудники хорошо видят компанию изнутри, поэтому они могут чаще подмечать недостатки и достоинства, которые не очевидны для начальства.
Набор преимуществ должен опираться на приоритеты компании и ключевые потребности кандидата. EVP необходимо выложить на официальном сайте и в описании вакансий. Так вы выделитесь среди подобных предложений на рынке и удержите внимание соискателей.
Используйте все доступные каналы — блоги, социальные сети, подкасты, — чтобы рассказать о своих ценностях аудитории. Делайте это напрямую или формируйте Tone of Voice с помощью публикаций и сторителлинга.
Кандидаты могут выбрать вашу компанию, потому что слышали о ней от знакомых. К примеру, кто-то поделился с другом, что у него на работе есть штатный психолог и спортзал, а в некоторые дни коллеги устраивают встречи с настольными играми. Человеку понравилось такое описание, так что когда он увидел вакансию от этой компании — без раздумий отправил отклик.
Чтобы улучшить условия труда для уже имеющихся сотрудников, почаще общайтесь с подчиненными. Эксперты отмечают, что люди больше вовлечены в работу, если их руководитель еженедельно разговаривает с коллективом и поощряет фидбеки.
Также для многих IT-специалистов важно, чтобы в компании было профессиональное обучение. Этот фактор может стать ключевым при выборе места работы.
Помните — сотрудникам необходимо чувствовать, что их работа полезна. Чаще рассказывайте о своем продукте и подчеркивайте его уникальность. Например, ваша компания использует инновационные технологии, которых нет ни у одного конкурента. Данный факт — настоящий предмет гордости. Рассказывайте об этом сотрудникам, и они будут высоко ценить свое место работы. Такое отношение — верный шаг к улучшению IT-бренда.
IT-бренд — неотъемлемая составляющая сильной компании. Если вы хотите создать лучшее предприятие и заполучить топовых специалистов, вкладывайтесь в имидж. Работайте над внутренним и внешним брендом: уделяйте внимание коллективу, используйте все доступные каналы связи, общайтесь с аудиторией, транслируйте свои ценности и формируйте узнаваемый Tone of Voice. Создайте лучшую репутацию, и высококвалифицированные IT-специалисты сами будут стремиться попасть в вашу компанию.