В пандемию коронавируса стали быстро развиваться гибридный и дистанционный форматы работы. Из-за чего руководителям отделов и кадровикам пришлось оперативно перестраивать большинство внутренних процессов. Решить непредвиденные задачи помогла новая для России концепция HR-Zero.
Суть подхода заключается в автоматизации большинства процессов управления персоналом, создании гибкой организационной среды и передачи обязанностей эйчар-подразделений линейным руководителям. Кроме того, концепция фокусируется на цифровых технологиях. Благодаря внедрению AI для подбора персонала, чат-ботам для введения в должность, базе знаний для хранения данных и уведомлениям сотрудников из большинства задач HR получилось убрать многократные однотипные действия.
Начало формирования подхода относится к середине прошлого столетия. За это время концепция эволюционировала от версии 1.0 до 3.0. На каждой стадии обязанности HR-специалистов постепенно трансформировались: рекрутеры вырастали до бизнес-партнеров, которые участвовали в разработке и реализации предпринимательских стратегий.
Целью концепции является автоматизация процессов управления персоналом и развитие сотрудников, улучшение атмосферы в коллективе и рост благополучия команды с целью предупреждения текучести работников и повышения их лояльности.
Подход HR-Zero основан на следующих принципах:
Цифровизация и автоматизация. Чтобы оптимизировать HR-процессы, упростить рутинные задачи и сократить время на выполнение операций, применяются современные технологии и системы связи.
Вовлечение персонала. Важная роль отводится линейным руководителям, которые берут на себя некоторые функции эйчаров. Благодаря сдвигу обязанностей начальники эффективнее набирают, адаптируют и развивают сотрудников.
Стратегическое управление. HR-специалисты занимаются разработками, собирают и анализируют информацию, принимают обоснованные решения.
Ответственность и гибкость. Цель концепции заключается в создании организационной среды, которая способствует изменениям и инновациям.
Открытость и аналитика. Концепция обеспечивает прозрачность HR-процессов, позволяет собирать информацию для аналитики и оценивать продуктивность. Данные используются для контроля и управления эффективностью.
|
Традиционный HR |
HR-Zero |
Суть |
Подчиненные должны точно выполнять поручения руководства. Цель — соблюдать процедуры и правила, делать минимальный акцент на профессиональном росте сотрудников. |
Приоритетом является развитие коллектива, что повышает эффективность компании. Благодаря автоматизации типовых задач и бумажной работы высвобождается время, поэтому HR-отделы фокусируются на обучении и развитии сотрудников. |
Управление |
Эйчары выполняют указания руководителей и ведут делопроизводство. Зачастую HR-отдел является обособленным функциональным подразделением, которое решает кадровые вопросы. |
Персоналом управляют линейные руководители, что приводит к росту их вовлеченности в работу и повышает ответственность за развитие команд. Результатом становится эффективное взаимодействие и появление доверия между подчиненными и начальниками. |
Планирование |
Процесс является долгосрочным и имеет фиксированные этапы. Из-за этого становится сложнее внедрять изменения и проявлять гибкость в нештатных ситуациях. |
Планирование представляет собой проект, который имеет гибкие сроки. Благодаря использованию цифровых инструментов он быстро адаптируется к изменениям, новым стратегиям и технологиям. |
Контроль |
Процессы контролируются сверху вниз: начальник ставит задачи и проверяет их выполнение. Так выстраивается иерархическая структура управления, в которой у сотрудников есть ограниченная свобода для проявления инициативы. |
Цифровые инструменты помогают распределять задачи контроля между линейными руководителями. Последние самостоятельно отслеживают и корректируют работу подчиненных, что не требует непосредственного участия HR-специалистов. Поэтому процесс становится гибким и оперативным. |
Коммуникационные навыки |
Сведения передаются по цепочке: от топ-менеджера линейному руководителю, затем персоналу. Из-за такой структуры замедляется движение информации и искажаются данные. |
Автоматизация гарантирует свободный поток информации. У каждого сотрудника есть доступ к актуальным сведениям в режиме реального времени через базы знаний. Благодаря этому команда оперативно реагирует на любые изменения. |
Роль автоматизации |
Для выполнения рутинных операций требуются значительные временные и кадровые ресурсы. Следствием становится высокая нагрузка на сотрудников HR-отдела. |
Благодаря автоматизации основных HR-процессов сокращаются время и ресурсы, которые тратятся на выполнение рутинных задач. С помощью современных HCM-платформ и других технологических решений упрощается найм, обучение, адаптация и оценка сотрудников. |
Новый способ управления персоналом внес изменения в работу эйчаров. Трансформация заключается в следующем:
Делегирование полномочий. Часть обязанностей HR-менеджеров передается линейным руководителям. Следствием процессов становится высвобождение времени для планирования стратегии компании и выполнения новых задач. Например, сотрудники отдела управления персоналом вырабатывают компетенции бизнеса и культивируют их в команде. То есть, внедряют инновационные методы, стратегию ориентации на клиентов и data-driven культуру, эффективно взаимодействуют внутри коллектива.
Автоматизация повседневных операций. Для выполнения кадровых процедур используется специализированное программное обеспечение и искусственный интеллект. Благодаря этому HR-специалисты освобождаются от решения рутинных задач — поиска, найма, адаптации, обучения и мотивации персонала — и сосредотачиваются на достижении других стратегических целей.
Участие в управлении изменениями. HR-специалисты адаптируют компанию к условиям современного рынка, внедряют новые технологии и обеспечивают их применение на всех уровнях организации.
HR-Zero эффективно работает в следующих ситуациях:
Цифровая трансформация организации. Концепция необходима для оптимизации и автоматизации HR-процессов с целью адаптации к новым условиям.
Повышение производительности. HR-Zero оптимизирует процесс взаимодействия с персоналом, улучшает его вовлеченность и мотивацию путем применения инновационных технологий.
Управление изменениями. Внедрение концепции в корпоративную культуру, структуру компании или бизнес-процессы обеспечивает эффективный переход к новым моделям деятельности и поддерживает персонал в период адаптации.
Гибкость и мобильность. При столкновении с изменчивыми условиями рынка HR-Zero делает компанию более адаптивной, позволяет быстро реагировать на новшества и эффективно управлять сотрудниками.
Рост удовлетворенности персонала. Концепция помогает сформировать среду, в которой улучшается качество жизни на рабочем месте, развивается корпоративная культура и увеличивается уровень развития сотрудников.
Оптимизация HR-процессов. Благодаря внедрению HR-Zero повышается результативность работы менеджеров.
Создание стратегии управления талантами. Концепция оказывает помощь в разработке системы с современными технологиями и практиками, которые предназначены для привлечения, развития и удержания талантливого персонала.
HR-Zero доказала свою ценность и актуальность при внедрении в компании, которые адаптируются к новым вызовам и используют современные инновации в управлении сотрудниками, стремятся добиться успеха и конкурентных преимуществ.
Результатом реализации HR-Zero становится интеграция современных технологий, переоценка роли эйчаров, трансформация организационной культуры, цифровизация и оптимизация процессов управления персоналом. Благодаря такому подходу повышается эффективность работы менеджеров, улучшается атмосфера в коллективе и формируется лояльность сотрудников.
Концепция HR-Zero — ключевой инструмент для компаний, которые стремятся эффективно управлять человеческими ресурсами и создавать гибкую организационную среду. Ее принципы и преимущества позволяют реализовать современные кадровые практики и обеспечивают успех в динамичной деловой среде эры цифровых технологий.
Благодаря HR-Zero эйчары освобождаются от выполнения повседневной работы: они постоянно развивают новые навыки и компетенции, активно участвуют в создании стратегии управления и непосредственном взаимодействии с сотрудниками.
ИНСАЙДЕР помогает реализовать в жизнь новую концепцию и решить ключевую задачу менеджмента — автоматизировать сквозные непрерывные процессы.
В системе задействуются технологии, которые позволяют вовлечь в работу всех сотрудников компании и переключить внимание руководителей на решение управленческих вопросов.