Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

HiPo-сотрудники: как найти и огранить кадровые «алмазы» в компании

#HR, рекрутинг
#Управление персоналом

«HiPo» расшифровывается как высокопотенциальный (от англ. high-potential). Такие сотрудники обладают набором профессиональных знаний, навыков и компетенций. Они активно занимаются саморазвитием, хотят и умеют проявлять инициативу, имеют лидерские качества, которые требуют развития. Проще говоря, в них есть задатки профессионала, а значит, высоки шансы, что эти люди дорастут до HiPro. Не стоит путать два понятия, ведь это абсолютно разные уровни квалификации. 

HiPo — ценный специалист «в зачатке». HiPro — состоявшийся высококлассный эксперт. 

Какими особенностями отличаются HiPo, как их выявить и почему такие люди нужны любому бизнесу — об этом расскажем в статье. 

Какую пользу принесут HiPo-сотрудники

Высокопотенциальный специалист имеет отличный задел, чтобы вырасти до профи и построить успешную карьеру. Он заметно отличается от рядовых кадров, потому что стремится сделать больше, чем от него требуется, ставит перед собой амбициозные цели и уверенно идет к их достижению. Такого человека не пугают, а манят новые высоты как в своей обычной деятельности, так и в решении нестандартных задач. Также сотрудник с высоким потенциалом не боится рисковать, легко подстраивается под изменившиеся обстоятельства и адаптируется в новой среде.

Зачастую HiPo проявляют себя как неформальные лидеры. Они демонстрируют высокий уровень компетенций и постоянно самосовершенствуется. Иными словами, это специалисты, которые отличаются талантом, ярко выраженными способностями и выдающимся потенциалом. Такие личностные и профессиональные качества работника могут внести существенный вклад в развитие компании и даже вывести ее на более высокий уровень. Вот почему для успеха бизнеса важно наличие и профессиональное развитие HiPo-кадров.

Как найти HiPo-сотрудников

Для организации выгодно помочь раскрыть потенциал таких специалистов. Управленцы, обнаружив таланты сотрудников, стараются создать для них подходящие условия для развития. Это своеобразная «инвестиция» в будущее компании, ведь таким образом можно взрастить профессионалов, которые редко встречаются на рынке труда. 

Качества HiPo, которые принесут пользу бизнесу:

  • Выдающаяся продуктивность. И неважно, что именно производит сотрудник: идеи, компьютерные программы или металлоконструкции. 

  • Лидерские качества. Из HiPo можно сформировать потенциальных управленцев, которые в перспективе придут на смену действующим руководителям отделов. 

  • Вовлеченность. За счет личной заинтересованности и инициативности высокопотенциальные работники будут продвигать бизнес на рынке. 

  • Неординарные способности. За счет сильных сторон сотрудников предприятие получит ряд преимуществ перед конкурентами. 

Но, чтобы пользоваться бонусами, которые принесут в компанию HiPo, сначала нужно найти таких кадров. Далее разберем, как выявить сотрудников с высоким потенциалом и что делать для улучшения их компетенций. 

Как распознать high-potential специалиста и как развивать его в будущем

Для достижения успеха руководитель компании должен понимать: бизнес — это люди. Эффективность и стабильное развитие дела напрямую зависит от персонала, поэтому штат имеет особую важность и ценность. HiPo-работников можно назвать «алмазами»: они ярко выделяются на общем фоне, но им только предстоит стать бриллиантами, то есть HiPro. 

Найти высокопотенциального сотрудника — не самая сложная задача, однако она потребует от HR-специалиста внимательности и проведения глубокого анализа штатных работников и кандидатов на должность.  

Существует три основных критерия, которые следует рассмотреть особенно тщательно. 

  1. Умение ставить и достигать цели. Определить, стремится ли сотрудник к карьерному росту, бывает непросто. И если действующих сотрудников можно изучать более длительно и детально, то в случае с соискателем выяснить это сложнее. Но опытные HR знают, на что обратить внимание.

  2. Реальные навыки и способности. Как и в первом пункте, здесь присутствуют объективные сложности. Потребуются время и наблюдательность, чтобы в полной мере оценить, что умеет и знает человек. 

  3. Заинтересованность. Здесь может быть градация от сильной вовлеченности работника в развитие компании до лояльного отношения к ней. Главное, чтобы сотрудник или кандидат видел в организации площадку для реализации своих амбиций и дальнейшего развития. 

Из вышеперечисленных пунктов можно сделать вывод, что целесообразнее вкладываться в «прокачивание» штатных HiPo. Но по разным причинам рано или поздно возникает потребность нанять «новичка». В таком случае следует расширить критерии оценки и отбора. 

Как распознать high-potential специалиста и как развивать его в будущем

Если компания нацелена найти высокопотенциального специалиста, лучше не ограничиваться резюме, анкетами, тестовым заданием и собеседованием. Более полное представление о способностях кандидата даст испытательный срок, в течение которого можно посмотреть, каков человек в деле. Также отличным ходом станет подготовка своеобразной шпаргалки: для этого нужно составить список качеств и талантов с учетом специализации компании.

Все собранные данные предстоит проанализировать, систематизировать и объективно оценить. Без этого выявить high-potential будет трудно. И даже такой подход не исключает вероятность ошибки. 

Допустим, компании удалось найти или выявить высокопотенциального сотрудника. Теперь нужно грамотно выстроить работу по совершенствованию его компетенций. В каких направлениях  действовать?

  1. Помочь развить hard и soft skills. При этом определенные навыки могут быть в полном порядке. Для начала проанализируйте скиллы сотрудника и поймите, какие стороны и умения требуют «прокачки».

  2. Разнообразить деятельность HiPo. Монотонная работа негативно сказывается продуктивности высокопотенциальных специалистов. Рутина способна погубить даже самых ярких и талантливых сотрудников. 

  3. Внедрить индивидуальные и коллективные программы развития. При их разработке особое внимание следует уделить лидерским качествам, целеустремленности, креативному мышлению и другим полезным навыкам. 

  4. Предоставлять больше свободы в обучении и развитии.  Высокопотенциальным специалистам нужен воздух и размах. Тогда они смогут показать себя с лучшей стороны и в полной мере продемонстрировать, на что способны. 

Главное, что нужно запомнить о HiPo

Любая компания, нацеленная на успех, заинтересована в поиске и развитии высокопотенциальных специалистов. Чтобы добиться лучших результатов, такими кадрами стоит заниматься более плотно, чем рядовыми работниками. 

Развитие HiPo — это кадровая инвестиция, ведь именно они могут в будущем вывести бизнес на новый уровень. 

При этом не стоит загонять их в общепринятые рамки: позвольте high-potential проявлять инициативу и лидерские качества, предлагать и реализовывать нестандартные идеи, по возможности расширять круг задач и брать на себя ответственность. В таком случае результаты не заставят себя ждать, и вы увидите, как ваш бизнес начнет преображаться как во внутренней организации процессов, так и во внешнем позиционировании на рынке товаров и услуг.