Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Что делать, если приходится в одиночку заниматься совместным проектом

#Контроль бизнес-процессов
#Для сотрудника
#Управление персоналом
Работа в команде подразумевает коллективизм и взаимопомощь. На практике бывает так, что основная нагрузка в работе над совместным проектом ложится на одного человека. В этой статье мы обсудим, почему так происходит. Подробно разберем ситуации, когда инициативность и доброта в рабочем процессе выходят боком, и что с этим делать.

Отзывчивость или безотказность

Стоит начать с разбора этих двух ключевых понятий. Отзывчивость — это черта, благодаря которой человек становится ценным членом группы. Она заключается в желании и способности прийти на помощь в нужный момент и не оставаться равнодушным к проблемам других. Однако часто отзывчивые люди превращаются в постоянных «прислужников», которые уже не могут сказать «нет», потому что слишком привыкли вовлекаться в чужие трудности. Так формируется безотказность — неспособность отказать в помощи, когда просящий в состоянии справиться сам.

Как распознать, что коллеги злоупотребляют вашей добротой

Перед тем как разбирать методы борьбы с «наглым» поведением команды, важно знать, по каким признакам можно понять, что вами пытаются манипулировать:

  • Ваши сослуживцы часто просят о помощи, но никогда не предлагают ответных услуг.

  • Вы часто выполняете обязанности других.

  • Сотрудники с большим стажем перекладывают часть своих задач на вас, и ссылаются при этом на ваш короткий срок работы.

  • Вы чаще других занимаетесь общественной деятельностью, хотя она вам неинтересна.

Злоупотребление добротой

Если вы заметили хотя бы один из этих признаков, значит, пришло время научиться отказывать коллегам.

Почему так сложно бывает сказать «нет»

Существует несколько причин такого поведения. Они обычно формируются в детстве и связаны с тем, как нас воспитывали или какие люди были рядом.

Основные причины безотказности включают:

  • Низкую самооценку. В этом случае вам сложно объективно оценить свою работу. Вы постоянно сравниваете себя с другими и считаете, что выполняете задачи медленно или некачественно. Это приводит к переработкам.

  • Синдром отличника. Если с ранних лет вам говорили, что нужно помогать всем или заслуживать доверие определенными действиями, то во взрослом возрасте вы можете оказывать бесплатные услуги всем подряд, чтобы казаться «хорошим» и «достойным».

  • Боязнь конфликтов. Вероятно, любое столкновение интересов у вас ассоциируется со скандалом и ухудшением отношений. Избегание негативных эмоций может привести к тому, что вы станете соглашаться на поручения, которые вам не нравятся. Например, на дополнительные задания. Да, конфликты — это не всегда приятно, однако уметь обозначать собственные границы жизненно необходимо.

Как научиться отказывать

Когда человек постоянно идет другим на уступки, то вскоре может потерять себя. Если вы заметили, что утратили уважение команды и тянете в одиночку все совместные проекты, пора научиться говорить «нет». Начните с малого. Умение корректно отказывать без чувства вины — это процесс, а не мгновенное решение.

  • Для начала понаблюдайте. Обратите внимание на то, как строят свои рабочие отношения другие члены вашей команды. Посмотрите, как они отказывают друг другу, и изучите реакцию окружающих.

  • Определите свои желания. Защищать личные границы сложно, если вы сами не знаете, где они пролегают. Проанализируйте, что вас не устраивает в отношениях с коллегами и чего хотите достичь. Когда вы определите конечную цель, без колебаний отказывайтесь от того, что не ведет к ней.

  • Делайте небольшие паузы. Когда коллеги снова предложат вам оказать им какую-то услугу, возьмите время на размышления. Пока вы не дали окончательного ответа, взвесьте все плюсы и минусы, оцените возможные последствия, а затем уже сообщите свое решение.

  • Начинайте с маленьких шагов. Прийти на работу и с порога заявить коллегам, что отныне вы не позволите на себе «ездить» — идея, может быть, вдохновляющая, но сложно осуществимая. Начинайте отказываться от небольших задач и поручений, учитесь делегировать и фильтровать ненужное. Тренируйтесь на самых неприятных просьбах — это будет первым шагом к собственному обновлению.

Отказ от чужих обязанностей

Заключение

Такие качества, как отзывчивость и доброта, могут выйти подчиненному боком: коллеги начнут перекладывать на него свои обязанности. Это вредно не только для самого сотрудника, его уверенности в себе и качества жизни, но и для всей команды. Ведь подчиненный, который перерабатывает, с большой вероятностью скоро выгорит. А его коллеги теряют часть своей квалификации, пока трудятся спустя рукава. В результате всегда страдают общие результаты компании, что впоследствии отражается на прибыли.

Грамотный руководитель понимает это и стремится поощрять тех, кто хорошо работает, и разбираться в причинах, почему другие сотрудники трудятся не в полную силу. Хорошим помощником в этом вопросе станет система мониторинга персонала «ИНСАЙДЕР». Решение предлагает комплексный контроль за активностью подчиненных. В числе прочих преимуществ руководитель получит объективную картину, кто в команде перерабатывает или наоборот недостаточно выполняет свои обязанности. На основе собранной статистики удастся принять взвешенные решения по управлению персоналом.