Agile нельзя назвать отдельным методом управления или конкретной практикой. Это полноценный комплекс из принципов, подходов и инструментов, которые помогают выстраивать эффективные бизнес-процессы.
Основная идея методологии — гибкий контроль при планировании и реализации проектов. Идея Agile зародилась в Кремниевой долине, где тренды быстро сменяли друг друга. Решения, которые потенциально могли дать миру новых гигантов рынка, на следующий день переставали кого-либо интересовать. Консервативный метод прямого управления в таких условиях оказался неэффективным, поэтому появился Agile.
Объяснить разницу между терминами просто. Agile — методология, принципы которой компании нового поколения используют как основу для развития. Scrum — структурный подход. Это один из инструментов Agile, который компании применяют чаще всего.
Суть Scrum заключается в универсальности проектных команд, которые с самого начала состоят из разработчиков, дизайнеров и других необходимых сотрудников. Таким образом исчезает формат взаимодействия между отделами. К сотрудникам, которые нужны для проекта, обязательно присоединяется «владелец продукта», т.е. куратор и скрам-мастер, т.е. организатор работы.
Процессы в Scrum — последовательность спринтов, т.е. временных промежутков в 7–30 дней. На их продолжительность влияет специфика команды и проекта. Для каждого периода формируются определенные задачи, по которым в конце оцениваются результаты. За подведением итогов следует новый спринт.
Манифест Agile включает следующие простые принципы:
Часть перечисленных тезисов противоречит традиционным стратегиям контроля и управления. Самоорганизация и отсутствие строгой иерархии стали нормой для современного бизнеса, из-за чего встает вопрос о нужности KPI.
Система KPI при всех своих преимущества постепенно перестает работать. Чтобы понять причины этого, нужно вспомнить историю. В 1954 году известный теоретик менеджмента Питер Друкер предложил концепцию ключевых показателей. В соответствии с ней сотрудники должны выполнять определенный объем задач. Для каждого работника, а также для проекта или подразделения компании нужно рассчитать ключевые показатели. С их помощью можно понять, справляются ли сотрудники или нет.
Обычно KPI очевидны: для производства важен объем продукции, для офиса — время работы за компьютером, для маркетинга — количество лидов и т.д.
Главный недостаток KPI — отсутствие гибкости. Концепция была актуальна для рынка 50-х годов. Для того времени долгосрочное планирование было нормой, и компании могли вкладываться в определение KPI, доносить их до сотрудников и контролировать, выполняют ли работники эти показатели.
Сегодня рынок постоянно меняется, а KPI быстро устаревают и часто не отражают эффективность персонала. По этой причине компании выбирают другие методы организации процессов.
Компании, которые используют KPI, устанавливают для работников жесткие рамки. Например, для маркетолога ключевой показатель — количество заявок. Специалист будет повышать его, из-за чего сотрудники на производстве начнут увеличивать выработку и не учитывать при этом рост затрат на замену инструментов и техобслуживание оборудования. В результате рентабельность предприятия снизится.
Практика доказывает, что KPI — промежуточный этап, который только косвенно относится к требованиям работодателя. У любого бизнеса всегда есть четкие цели — увеличение прибыли, сокращение расходов и т.д. Agile учитывает и этот принцип, и динамику рынка. Здесь действует правило — ставить цель на короткий срок, получать результат и снова определять цель. Благодаря этому становятся важными не абстрактные показатели, а то, насколько доволен работой сам сотрудник, руководитель или клиент.
Методология Agile предполагает работу в группах с контролем достижения ценности. В течение итерации, т.е. за 2–3 недели команда должна прийти к одной цели, например, на 30% снизить дебиторскую задолженность. Еженедельно группа обсуждает результаты на общих совещаниях, а в конце срока подводит итоги.
Agile предполагает высокий уровень вовлеченности работников в процессы, а также личную ответственность за успех команды. Нужно учесть это перед тем, как отказаться от KPI и перейти к новой методике управления. Иногда даже при использовании Agile-модели сотрудники пытаются переложить часть работы на коллег, поэтому команде все равно требуется контроль.
Можно применять методы непрямого контроля — следить за процессами и при этом не нарушать принципы самоорганизации.
Система мониторинга работы персонала и контроля рабочих мест ИНСАЙДЕР предоставляет руководителю всю важную информацию: насколько активен тот или иной сотрудник, сколько часов он тратит на выполнение задач, с кем переписывается, какие сайты и приложение запускает, общее количество отработанных часов и т.д. При этом работник не испытывает дискомфорта от наблюдения поскольку программа работает в скрытом режиме.
ИНСАЙДЕР помогает контролировать ситуацию без KPI. Кроме того, его можно использовать как платформу для самостоятельного модерирования внутри команды, например, открыть сотрудникам доступ к отчетам по активности группы. Полная прозрачность сделает работников ответственнее, снизит вовлеченность руководителя и в то же время повысит общую результативность.