Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Адаптация: помогаем новичкам влиться в коллектив и приносить результаты

#Для сотрудника
#Управление персоналом

Смена работы — стресс для любого человека. Незнакомый коллектив и новые задачи испытывают на прочность профессиональные и личные качества сотрудника. 

В этой статье мы расскажем о правилах адаптации новых специалистов, а также поделимся чек-листом с полезными советами.


Этапы адаптации сотрудника

Выделяют три основные стадии:

  1. Ознакомление. Человек узнает стратегию компании, корпоративную культуру и знакомится с коллегами. Руководитель оценивает профессиональные компетенции и выясняет, насколько специалисту близки ценности компании.

  2. Приспособление. Сотрудник углубляется в специфику работы, принимает на себя ответственность за определенные задачи, налаживает общение с коллегами. Этот этап может занимать разное время в зависимости от сложности работы, коммуникации в коллективе и вовлеченности руководителя.

  3. Ассимиляция. Сотрудник уже справляется с зоной своей ответственности, сам расставляет приоритеты и становится полноценной частью команды. На этом этапе он ориентируется в бизнес-процессах и не испытывает стресс.

Что учесть в первые дни работы

Самый важный этап адаптации — первая неделя. Специалист оценивает корпоративную культуру и коллектив, анализирует, насколько оправдались его ожидания и сравнивает новое место со старым. В этот период не стоит загружать сотрудника сложной работой и требовать от него впечатляющих результатов.

Важно помочь ему влиться в коллектив, познакомиться с внутренними процессами, а также уделить особое внимание корпоративным стандартам и правилам коммуникации в команде.

Чтобы обеспечить плавную адаптацию специалиста на новом месте, посвятите первый день его знакомству с коллегами. В идеале — назначьте ментора, который будет наставлять и отвечать на вопросы новичка. Это уменьшит стресс и улучшит качество и скорость ассимиляции.

Как помочь новичку влиться в коллектив

В первый день работы покажите сотруднику, что его ждали и приняли как своего: подготовьте место, закажите корпоративный мерч и пропуск, предложите пойти на обед с коллегами.

Обеспечьте плавный ввод новичка в рабочие задачи. Составьте план на испытательный срок и четкие критерии его прохождения. Постепенно передавайте задачи, контролируя вовлеченность сотрудника и понимание рабочих процессов. Не требуйте больших результатов в первые недели — плавная профадаптация важна не меньше эмоционального комфорта.

Ввод в работу сотрудников высшего звена имеет свои особенности. У руководителей нет менторов, которые могут взять на себя часть задач, поэтому здесь важна прозрачность внутренних процессов компании. Чем лучше они налажены и четче прописаны регламенты, тем менеджеру будет проще вникнуть в свои обязанности и найти общий язык с командой.

С адаптацией сотрудников компании поможет составление онбординг-планов, проведение обучений и тренингов. Важно, чтобы новичок сразу проникся симпатией к компании, ее миссии, целям и культуре. Один из действенных способов повышения лояльности — брендированный мерч, символ причастности к корпоративной жизни и признак того, что сотрудника ждали и приняли в коллективе.

Чтобы не допустить чрезмерной загрузки специалиста в первые рабочие дни, а также помочь ему быстрее влиться в новые задачи, используйте системы мониторинга сотрудников. Одно из таких решений, ИНСАЙДЕР, фиксирует время активной работы за компьютером или смартфоном, анализирует действия и позволяет оптимизировать рутинные задачи.

ИНСАЙДЕР поможет не только с адаптацией новичков, но и с контролем загрузки всей команды. Программа составляет отчеты по каждому сотруднику. Она фиксирует даже то, какие ресурсы посещает работник и какой текст набирает на клавиатуре. Система поможет грамотно распределить нагрузку в команде, а также защитит корпоративные данные от утечек, что особенно важно в период испытательного срока.

Что может спровоцировать быстрое увольнение нового сотрудника

Среди ключевых причин, из-за которых человек покидает компанию в первые месяцы работы — плохое введение во внутренние процессы, а также разногласия по поводу задач, зон ответственности, уровня оплаты и рабочего графика. Подтолкнуть к увольнению также могут агрессивный стиль управления командой, нарушение личных границ и отсутствие автономности и доверия.

Адаптация новичка в коллектив

Компания, в свою очередь, также анализирует, соответствует ли сотрудник ожиданиям и оценивает его профессиональные и коммуникативные навыки, личные качества и обучаемость. Если он не подходит, тогда с кандидатом расстаются.

Чек-лист по адаптации новичка

  1. В первый день организуйте рабочее место, подготовьте необходимые материалы, назначьте наставника или поделите менторские задачами между членами команды.

  2. Познакомьте сотрудника с коллективом и помогите ему влиться в рабочий поток. 

  3. Проведите разговор тет-а-тет в первый день и запланируйте еженедельные встречи для обсуждения рабочих задач.

  4. Составьте прозрачную систему оценки и контроля работы. 

  5. С первых дней мотивируйте сотрудника на участие в дискуссиях и прислушивайтесь к его мнению и идеям. Если они ошибочны — предложите их доработать.

  6. Не критикуйте новичка в присутствии коллег.

  7. Привлекайте сотрудника к корпоративным активностям — тимбилдингам, внерабочему отдыху, спортивным и другим мероприятиям.

  8. После испытательного срока подведите итоги, обсудите результаты и наметьте дальнейшие планы.