Подтвердите, что вы не робот
Получить демо-доступ
Получить демо-доступ

Управленческая обезьяна: что за феномен и почему с ним стоит бороться

#Управление персоналом
#Контроль бизнес-процессов
Когда вы руководите целой командой, нередко складывается следующая ситуация: подчиненные приходят с вопросом и пытаются переложить на вас ответственность за какое-либо решение. В менеджменте такое явление назвали «управленческой обезьяной». В статье разберемся, как предотвращать подобные ситуации и не становиться человеком, который вечно должен все за всех решать. Дадим советы, чтобы вы смогли развивать в сотрудниках самостоятельность и повышать компетентность команды.

Что понимают под «управленческой обезьяной»

Откуда вообще взялось такое странное понятие? Конечно же, это лишь метафора. Согласно концепции, проблема, с которой подчиненный приходит к начальнику, подобна «обезьяне». Когда сотрудник просит решить насущный вопрос, он словно перекладывает «груз» ответственности со своих плеч на босса. Если начальник соглашается — с этого момента «обезьяна» сидит на нем. Однако нюанс в том, что чаще всего сотрудник и сам обладает нужными компетенциями и ресурсами, чтобы справиться с проблемой. 

Распознать подобную ситуацию поможет характерное общение. Например, подчиненный спрашивает, следует ли ему заключать с кем-то договор. А когда начальник интересуется мнением самого сотрудника, последний отвечает, что попросту не знает — поэтому и пришел советоваться. 

Из разговора становится понятно: работник и не пытался приложить усилий для решения вопроса. Такой сотрудник просто ждет, что начальник покорно примет «обезьяну» и все уладит сам. 

Как понять, что работник перекладывает ответственность

Когда сотрудник пришел к вам с проблемой, нужно выяснить, действительно ли ему нужен совет или он просто хочет переложить свою «обезьяну». Для этого стоит оценить следующие факторы:

  1. Как подчиненный анализирует ситуацию. Сотрудник точно не приложил усилий для решения вопроса, если со своей стороны он не изучил риски и не попытался предпринять никаких шагов, чтобы найти выход из актуальной проблемы.

  2. Предложил ли работник что-то конкретное. Когда подчиненный не выразил своего мнения и не предоставил альтернативные сценарии развития событий — он точно не собирался проявлять инициативу и отвечать за ситуацию. 

  3. Было ли в аргументах слишком много эмоций. Один из признаков «управленческой обезьяны» — преобладание чувств, а не объективных данных. Так что если сотрудник обосновывает просьбу лишь своими переживаниями и эмоциями, он едва ли пришел «просто посоветоваться». 

Феномен «управленческая обезьяна»

Возвращаем «обезьяну» 

Как выстроить диалог, если вы понимаете, что подчиненный пришел, чтобы переложить ответственность. Продолжим гипотетическую ситуацию с заключением договора. После того как сотрудник выразил свое «незнание», руководителю стоит задать конкретные вопросы. Например, составил ли подчиненный документ с анализом ситуации. Скорее всего, ответ будет отрицательным. 

Однако на односложное «нет», начальник должен дать четкую установку. Например, сказать, чтобы сотрудник пошел и сделал анализ, а затем выбрал лучший вариант. Таким образом руководитель не просто возвращает «обезьяну» — он грамотно направляет на самостоятельный поиск решения проблемы. Такое поведение со стороны начальства научит сотрудников мыслить аналитически, делать взвешенный выбор и брать ответственность за свои рабочие процессы.

Почему важно избавиться от «управленческой обезьяны»

Перекладывание ответственности не принесет ничего хорошего ни руководству, ни подчиненным. В команде, где начальник смирился с пассивностью коллектива, не будет таких положительных аспектов, как:

  1. Развитие персонала. Конечно, сотрудникам удобно, когда все важные решения за них принимает ответственный руководитель. Однако такая привычка приведет к тому, что команда окончательно потеряет мотивацию к самостоятельному анализу рабочих вопросов. Подчиненные не будут развиваться, получать опыт и расти как профессионалы.  

  2. Продуктивное управление. Как долго протянет руководитель, если будет брать на себя решение всех рабочих задач? Такой начальник просто выгорит, а фокус его обязанностей потеряет четкие очертания. Время и внутренние ресурсы хорошего менеджера должны быть направлены на поиски путей эффективного управления командой. А рутинные проблемы необходимо делегировать исполнителям. 

  3. Культура ответственности. Коллектив, где сотрудники боятся брать на себя ответственность, никогда не будет успешным. Чтобы компания показывала высокую эффективность, в команде должны работать инициативные и самостоятельные специалисты. Такие люди точно будут знать свою сферу ответственности и не станут перекладывать «обезьян» со своих плеч на руководителя.

Почему важно избавиться от «управленческой обезьяны»

Как предотвратить любое перекладывание 

Чтобы сотрудники даже не пытались избавиться от ответственности, следует заранее ввести четкую систему управления. Придерживайтесь следующих правил: 

  1. Выстраивайте прозрачные трудовые процессы и назначайте ответственных. Определите, кто в команде будет главным за конкретные задачи. Когда каждый сотрудник четко понимает свои обязанности, он увереннее принимает самостоятельные решения и знает, в каких случаях может обратиться к начальнику.

  2. Развивайте инициативность подчиненных. Здесь помогут регулярные тренинги и обсуждения, на которых сотрудники смогут повышать аналитические способности и навыки управления. Когда специалист уверен в своих силах, он не будет бегать к начальнику за советом по каждой проблеме. 

  3. Приучайте команду к вопросам, а не к ответам. Введите следующую практику: если сотрудник пришел за советом, не давайте готовое решение. В подобной ситуации стоит задать встречный вопрос — так вы подтолкнете подчиненного к самостоятельным размышлениям. Эта тактика не только воспитывает ответственность, но и повышает аналитические способности и компетенции специалистов.  

Заключение

«Управленческая обезьяна» — довольно распространенная проблема. Чтобы построить эффективную компанию с сильной командой, важно не допускать перекладывания ответственности. С грамотной системой управления вам и не придется сталкиваться с таким негативным явлением.  Однако даже если ваши подчиненные пытаются переложить «обезьяну», главное — уверенно пресечь эти попытки и вовремя наставить сотрудников на путь совершенствования и повышения самостоятельности.