Откуда вообще взялось такое странное понятие? Конечно же, это лишь метафора. Согласно концепции, проблема, с которой подчиненный приходит к начальнику, подобна «обезьяне». Когда сотрудник просит решить насущный вопрос, он словно перекладывает «груз» ответственности со своих плеч на босса. Если начальник соглашается — с этого момента «обезьяна» сидит на нем. Однако нюанс в том, что чаще всего сотрудник и сам обладает нужными компетенциями и ресурсами, чтобы справиться с проблемой.
Распознать подобную ситуацию поможет характерное общение. Например, подчиненный спрашивает, следует ли ему заключать с кем-то договор. А когда начальник интересуется мнением самого сотрудника, последний отвечает, что попросту не знает — поэтому и пришел советоваться.
Из разговора становится понятно: работник и не пытался приложить усилий для решения вопроса. Такой сотрудник просто ждет, что начальник покорно примет «обезьяну» и все уладит сам.
Когда сотрудник пришел к вам с проблемой, нужно выяснить, действительно ли ему нужен совет или он просто хочет переложить свою «обезьяну». Для этого стоит оценить следующие факторы:
Как подчиненный анализирует ситуацию. Сотрудник точно не приложил усилий для решения вопроса, если со своей стороны он не изучил риски и не попытался предпринять никаких шагов, чтобы найти выход из актуальной проблемы.
Предложил ли работник что-то конкретное. Когда подчиненный не выразил своего мнения и не предоставил альтернативные сценарии развития событий — он точно не собирался проявлять инициативу и отвечать за ситуацию.
Было ли в аргументах слишком много эмоций. Один из признаков «управленческой обезьяны» — преобладание чувств, а не объективных данных. Так что если сотрудник обосновывает просьбу лишь своими переживаниями и эмоциями, он едва ли пришел «просто посоветоваться».
Как выстроить диалог, если вы понимаете, что подчиненный пришел, чтобы переложить ответственность. Продолжим гипотетическую ситуацию с заключением договора. После того как сотрудник выразил свое «незнание», руководителю стоит задать конкретные вопросы. Например, составил ли подчиненный документ с анализом ситуации. Скорее всего, ответ будет отрицательным.
Однако на односложное «нет», начальник должен дать четкую установку. Например, сказать, чтобы сотрудник пошел и сделал анализ, а затем выбрал лучший вариант. Таким образом руководитель не просто возвращает «обезьяну» — он грамотно направляет на самостоятельный поиск решения проблемы. Такое поведение со стороны начальства научит сотрудников мыслить аналитически, делать взвешенный выбор и брать ответственность за свои рабочие процессы.
Перекладывание ответственности не принесет ничего хорошего ни руководству, ни подчиненным. В команде, где начальник смирился с пассивностью коллектива, не будет таких положительных аспектов, как:
Развитие персонала. Конечно, сотрудникам удобно, когда все важные решения за них принимает ответственный руководитель. Однако такая привычка приведет к тому, что команда окончательно потеряет мотивацию к самостоятельному анализу рабочих вопросов. Подчиненные не будут развиваться, получать опыт и расти как профессионалы.
Продуктивное управление. Как долго протянет руководитель, если будет брать на себя решение всех рабочих задач? Такой начальник просто выгорит, а фокус его обязанностей потеряет четкие очертания. Время и внутренние ресурсы хорошего менеджера должны быть направлены на поиски путей эффективного управления командой. А рутинные проблемы необходимо делегировать исполнителям.
Культура ответственности. Коллектив, где сотрудники боятся брать на себя ответственность, никогда не будет успешным. Чтобы компания показывала высокую эффективность, в команде должны работать инициативные и самостоятельные специалисты. Такие люди точно будут знать свою сферу ответственности и не станут перекладывать «обезьян» со своих плеч на руководителя.
Чтобы сотрудники даже не пытались избавиться от ответственности, следует заранее ввести четкую систему управления. Придерживайтесь следующих правил:
Выстраивайте прозрачные трудовые процессы и назначайте ответственных. Определите, кто в команде будет главным за конкретные задачи. Когда каждый сотрудник четко понимает свои обязанности, он увереннее принимает самостоятельные решения и знает, в каких случаях может обратиться к начальнику.
Развивайте инициативность подчиненных. Здесь помогут регулярные тренинги и обсуждения, на которых сотрудники смогут повышать аналитические способности и навыки управления. Когда специалист уверен в своих силах, он не будет бегать к начальнику за советом по каждой проблеме.
Приучайте команду к вопросам, а не к ответам. Введите следующую практику: если сотрудник пришел за советом, не давайте готовое решение. В подобной ситуации стоит задать встречный вопрос — так вы подтолкнете подчиненного к самостоятельным размышлениям. Эта тактика не только воспитывает ответственность, но и повышает аналитические способности и компетенции специалистов.
«Управленческая обезьяна» — довольно распространенная проблема. Чтобы построить эффективную компанию с сильной командой, важно не допускать перекладывания ответственности. С грамотной системой управления вам и не придется сталкиваться с таким негативным явлением. Однако даже если ваши подчиненные пытаются переложить «обезьяну», главное — уверенно пресечь эти попытки и вовремя наставить сотрудников на путь совершенствования и повышения самостоятельности.