Компании гонятся за высокими показателями продуктивности, вовлеченности, эффективности работы сотрудников. Для руководства важен результат, а процесс, который за ним стоит — заботы самих подчиненных.
Однако чем ближе сотрудник к ощущению счастья, тем охотнее он стремится к высоким показателям. Поэтому в интересах начальства позаботиться о вдохновляющей атмосфере на рабочем месте. Разбираемся, как это сделать.
Если человек чувствует, что может реализоваться на работе, его труд ценят и отмечают успехи, он станет более вовлеченным и лояльным к компании, а в этом и есть секрет счастья.
Американский институт общественного мнения утверждает, что вовлеченные сотрудники работают в среднем на 18% продуктивнее и приносят на 23% больше прибыли. К тому же лояльные работники уменьшают текучку кадров и достигают лучших результатов. Так формируется постоянный коллектив, который доверяет компании, знаком со всеми тонкостями и подводными камнями работы.
У счастья есть множество нюансов, но в его основе заложены три компонента:
Удовлетворенность условиями труда. Важно, чтобы сотрудника устраивал график, рабочее место, оплата.
Интерес к работе. Он реализуется в том случае, если у человека есть разноплановые задачи, возможность проявить себя, отвлечься от рутины.
Гармония в коллективе. Не обязательно делать из своих подчиненных лучших друзей, но мирная и уважительная обстановка среди сотрудников точно должна быть.
Идеальных показателей по всем пунктам сразу трудно добиться, поэтому достаточно, чтобы их оценка не уходила в минус.
Один из важных показателей, который помогает определить, как человек чувствует себя на работе — eNPS. Это индекс удовлетворенности персонала, от которого зависит уровень вовлеченности и лояльности. Основной вопрос, который раскрывает индекс: готовы ли подчиненные советовать вашу компанию другим? В зависимости от результатов персонал делится на три группы:
Сторонники. Их уровень лояльности к компании 9–10 баллов. Им нравится работать, они заинтересованы в своем деле и готовы рекомендовать вашу компанию друзьям и близким.
Пассивные. Их лояльность оценивается на 7–8 баллов. Они занимают нейтральную позицию. Однако такой персонал может сменить место работы, если появится интересное предложение.
Критики. Индекс этой категории в районе 0–6 баллов. Такие сотрудники противоречат интересам компании и, скорее всего, уже ищут новую работу.
Показатель eNPS можно вычислить по формуле: % сторонников − % критиков. Если получилось −10% и выше, то беспокоиться не стоит — в среднем ваш персонал доволен условиями труда. Однако если показатель ниже, то нужно разобраться в причинах.
Подобные вопросы помогут выяснить, какой типаж сотрудников преобладает в компании:
Ответы лучше сделать анонимными. Если статистика покажет, что критиков больше, чем сторонников, то нужно выяснить причины недовольства. Не стоит давать вопросы с категоричными вариантами ответов: «да» или «нет». Ситуацию прояснит оценка по 10-балльной шкале. Поэтому формулировать вопросы следует так:
Так вы найдете слабые места, которые негативно влияют на работу персонала.
Опросы — это хоть и способ выяснить мнение подчиненных, но они редко бывают полностью честными. Все зависит от настроения, с которым сотрудник сел заполнять анкету, от понимания вопроса, от желания угодить начальству. Поэтому самый объективный показатель — продуктивность работы персонала, ведь она результат счастья сотрудника.
Отследить ее помогают системы мониторинга работы сотрудников за компьютером. Одна из таких — программа ИНСАЙДЕР. Она отмечает, сколько времени подчиненный потратил на работу, отвлечения и простои, какие сайты он посещал, что печатал на клавиатуре.
Система позволяет проанализировать деятельность сотрудников: насколько она оптимизирована, много ли времени уходит на рутинные задачи. Подобные мелочи тоже влияют на уровень счастья.
Программа составляет отдельные отчеты по каждому пользователю. Это расширяет безликие метрики KPI. Можно узнать, какой из сотрудников чересчур старается и уверенно идет к выгоранию, а кто потерял интерес к работе и выполняет лишь минимум, чтобы не выбиваться из графика.
На основе отчетов ИНСАЙДЕРА можно заслуженно распределять штрафы и премии между сотрудниками. Это тоже мотивирует, ведь теперь все происходит на основе объективных данных.
Подчиненные станут ближе к счастью, когда увидят, что начальство внимательно относится к их потребностям, честно оценивает работу и справедливо раздает бонусы.